Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Мына жердесіз:  Басты бет Баяндамалар Қазақстан Республикасының Ауыл шаруашылығы министрі А.Мамытбековтың VI Астаналық экономикалық форумның шеңберінде «Дүниежүзілік сауда ұйымына мүшелігі жағдайында Қазақстанның агроөнеркәсіптік кешенінің даму перспективалары» тақырыбында өтетін панельдік сессиядағы баяндамасының тезистері

Қазақстан Республикасының Ауыл шаруашылығы министрі А.Мамытбековтың VI Астаналық экономикалық форумның шеңберінде «Дүниежүзілік сауда ұйымына мүшелігі жағдайында Қазақстанның агроөнеркәсіптік кешенінің даму перспективалары» тақырыбында өтетін панельдік сессиядағы баяндамасының тезистері

Құрметті әріптестер!

 

Бірінші кезекте, Ауыл шаруашылығы министрлігінің атынан панельдік сессияның қатысушыларына қош келдіңіздер деп, біз үшін өте маңызды мәселені талқылауға уақыт тауып қатысып отырғаныңыз үшін алғысымды айтқым келеді. Бүгінгі пікірталас ДСҰ-ға жаңа қосылған , сондай-ақ, ДСҰ-ға бұрыннан мүше болып келетін шет елдердің тәжірибесін тағы да зерделеп, Дүниежүзілік сауда ұйымына мүшелігі жағдайында Қазақстанның агроөнеркәсіптік кешенін әрі қарай дамыту жөніндегі ұсыныстар әзірлеуге мүмкіндік беретініне сенімдімін.

 

 

Процесс вступления Казахстана в ВТО длится довольно продолжительное время, и все это время в обществе не стихают споры о том, выгодно это для Казахстана и, в первую очередь, для агропромышленного комплекса, или нет.

С одной стороны говорят, что вступление в ВТО пойдет только на пользу АПК, так как:

– для страны появится возможность участвовать в формировании правил международной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, руководствуясь национальными интересами;

– отечественные товаропроизводители получат выход в унифицированное международное правовое пространство, тем самым они законодательно приобретают защиту от  торговой дискриминации и свободу транзита для своей продукции;

– улучшатся условия для доступа отечественной продукции АПК на внешний рынок, и создадутся дополнительные условия для повышения качества продукции и конкурентоспособности.

С другой стороны, противники предстоящего вступления утверждают, что присоединение Казахстана к ВТО негативно отразится на аграрном секторе, мотивируя это тем, что наше сельское хозяйство неконкурентоспособно на мировом рынке, и вступление в ВТО приведет к его краху. Зачастую, высказывания людей, не участвующих в переговорном процессе и не знающих многих нюансов, порождают массу мифов относительно вступления Казахстана в ВТО.

Я убежден, что при правильном подходе, вступление Казахстана в ВТО будет только способствовать дальнейшему развитию агропромышленного комплекса, а бытующие в обществе утверждения о пагубности вступления в ВТО для казахстанского АПК не имеют под собой основания. В своем выступлении я попробую расставить все точки над i и рассеять некоторые из мифов, имеющих место в нашем обществе.

Итак, миф первый – с вступлением в ВТО границы Казахстана полностью откроются, сельскохозяйственные товары стран ВТО завалят наш рынок и вытеснят товары отечественного производства.

Во-первых, хочется отметить, что вступление в ВТО не предполагает полную отмену таможенных пошлин. По каждой товарной позиции уровень ввозной таможенной пошлины устанавливается после долгих переговоров с учетом мнения всех заинтересованных стран, в том числе мнения вступающей стороны, то есть Казахстана. А казахстанская позиция заключается в том, чтобы обеспечить достаточный уровень защиты отечественных производителей, и для этого переговорная команда готовит и представляет все необходимые обоснования и расчеты.

Что касается отмены запретов и ограничений на ввоз сельхозтоваров, то в настоящее время у нас есть некоторые разногласия по объемам квоты на импорт мяса птицы. Но работа по снятию разногласий ведется и мы надеемся, что будет найдено оптимальное решение, которое не отразится на казахстанском рынке.

Во-вторых, как мы знаем, Российская Федерация уже вступила в ВТО с довольно высоким уровнем защиты рынка и Единый таможенный тариф приведен в соответствие с обязательствами Российской Федерации. Так, если до вступления в ВТО среднеарифметическая ставка Единого таможенного тарифа Таможенного союза составляла 18,6%, то теперь, в соответствии с обязательствами России, она равна 18,3%. При этом мы находимся с Российской Федерациейв Таможенном союзе, что предполагает единые ввозные таможенные пошлины. Это означает, что при вступлении Казахстана в ВТО ввозные таможенные пошлины будут примерно на сегодняшнем уровне. То есть, по сути мы уже сейчас живем в условиях ВТО, а если верить противникам этой организации, то наш рынок должен быть завален товарами ее стран-членов. Однако как мы с Вами видим, массового наплыва сельхозтоваров со стран-членов ВТО на рынке Казахстана  не наблюдается. Наоборот, в соответствии с данными таможенной статистики товарооборот Казахстана по сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки в 2012 году вырос на 20%, при этом данный рост обусловлен, в большей степени, ростом экспорта, то есть темпы роста экспорта опережают темпы роста импорта.

Миф второй – с вступлением в ВТО в Казахстан будет поступать небезопасная и некачественная продукция и не будет никаких рычагов защиты от этого.

Здесь надо отметить, что в условиях членства в ВТО не отменяются санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры регулирования, или одним словом говоря СФС меры. Данные меры призваны обеспечивать безопасность поступающей пищевой продукции на внутренний рынок страны. Основная цель СФС мер – это защита жизни или здоровья человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или передающиеся через пищевую продукцию. С другой стороны, такие меры могут использоваться для регулирования доступа на внутренний рынок и представляют собой достаточной мощный инструмент регулирования международной торговли. Однако главное, в этом отношении необходимо соблюдать базовые принципы, указанные в  Соглашении ВТО по применению СФС мер, и правильное применение этих мер позволит обеспечить безопасность и качество ввозимой пищевой продукции.

Миф третий – с вступлением Казахстана в ВТО прекратится субсидирование сельского хозяйства, что приведет к снижению конкурентоспособности и краху отечественного агропромышленного комплекса.

Здесь также следует отметить, что вступление в ВТО не предполагает полную отмену государственной поддержки сельскому хозяйству.

Во-первых, применение мер «зеленой корзины» не ограничивается, и обязательства по снижению на них не распространяются. Это финансирование научных исследований, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур и болезнями животных, повышение квалификации субъектов сельского хозяйства, услуги по подготовке кадров, консультативные услуги, услуги по маркетингу, услуги по инфраструктуре и многое другое. Это уже большая поддержка.

Во-вторых, разрешается применение мер «желтой корзины» в объемах, определенных в процессе переговоров по вступлению в ВТО.  «Желтая корзина» включает в себя все меры господдержки, имеющие влияние на конкурентную среду, т.е. прямым или косвенным образом влияющие на себестоимость или рыночную цену производимой продукции.

В настоящее время в переговорах по вступлению Казахстана в ВТО по вопросам господдержки сельского хозяйства казахстанской стороной представлены все обоснования и расчеты для получения максимально возможного объема господдержки сельского хозяйства для развивающихся стран.

В-третьих, с целью защиты больших объемов государственной поддержки Правительством Казахстана утверждена отраслевая программа по развитию АПК в РК на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020», которая предусматривает новые механизмы господдержки и выделение колоссальных объемов бюджетных средств (более чем в 3,5 раза, чем выделяется сейчас). Это обеспечит отечественных производителей необходимой государственной поддержкой в конкурентной борьбе в рамках предстоящего вступления в ВТО.

Таким образом, хочется сказать, что вступление Казахстана в ВТО порождает определенные вызовы, но все они решаемые. И Министерством сельского хозяйства принимаются все меры для подготовки адекватных решений на указанные вызовы, обеспечения достаточной защиты рынка и максимальной поддержки отечественных товаропроизводителей.

Вместе с тем вопрос  «как и на каких условиях мы вступим в ВТО?» не в последнюю очередь зависит от понимания и поддержки стран-членов ВТО, участвующих в переговорном процессе.

Мы уверены, что совместными усилиями мы выработаем оптимальный вариант вступления Казахстана в ВТО, который позволит Казахстану создать конкурентоспособный агропромышленный комплекс и занять достойное место в мировом торговом сообществе.

Спасибо за внимание.

Пікір қалдыруға болмайды

Система Orphus