Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Выступление Министра сельского хозяйства РК на форуме «Kazmeat Astana 2016»

Выступление Министра сельского хозяйства РК на форуме «Kazmeat Astana 2016»

Доклад Министра сельского хозяйства Республики Казахстан А.С. Мамытбекова

 на тему «Инвестиционный потенциал мясного животноводства Казахстана»

на форуме «KazmeatAstana 2016»

 

 

Текст

 

 

 

 

 

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ-ПРИВЕТСТ-ВЕННОЕ СЛОВО

 

 

 

 

 

 

Құрметті Форумға қатысушылар!

Сөз басында баршаңызға қош келдіңіздер демекпін! Бүгінгі Форум жұмысының Сіздер үшін нәтижелі және табысты болуын тілеймін.

Уважаемые участники форума!

Искренне приветствую Вас на сегодняшнем мероприятии!

Тема нашего форума – инвестиционный и экспортный потенциал мясного животноводства. Мы впервые организовали такую диалоговую площадку для всех заинтересованных участников агробизнеса. Данная площадка теперь будет постоянно действующим и здесь мы с вами будем обсуждать самые важные вопросы и решения по развитию агропромышленного комплекса.

Этот форум позволит не только обменяться опытом и наладить новые бизнес-контакты, но позволит продвигать пищевую продукцию Казахстана на мировых рынках сбыта и заявить нашу страну и позиционировать среди стран экспортеров мяса.

Слайд 1 (Титуль-ный лист)

 

 

 

ХАРАКТЕ-РИСТИКА АПК КАЗАХСТАНА

Традиционно, Казахстан являлся и является крупнейшей аграрной страной. Аграрный сектор имеет колоссальное значение как для экономического так и социального развития страны и является основным источником доходов почти половины населения страны. На агросектор приходится почти одна четвертая всей экономически активной части граждан.

В этой связи, с первых дней независимости агропромышленный комплекс определен приоритетной отраслью экономики.

За последние 10 лет объем производства в сельском хозяйстве увеличился более чем в 3 раза (в номинальном выражении). Экспорт сельхозпродукции увеличился на 59%. Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился с 49,0 млрд. тенге в 2005 году до 167,0 млрд. тенге в 2015 году или почти в 3,4 раза. (Справочно: Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2015 году (предварительные данные) составил 2,7 трлн. тенге, что по сравнению с 2005 годом больше в 3 раза (749,0 млрд. тенге) в номинальном выражении. Выпуск продукции животноводства в 2015 году по сравнению с 2005 годом увеличился в 3,5 раза, растениеводства – в 3,7 раза. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2015 году по сравнению с 2005 годом (49,0 млрд. тенге) увеличилась в 3,4 раза и составила 167,0 млрд. тенге).

Слайды

 2, 3, 4

История вопроса (Потенциал)

Отрасль животноводства для нашей страны является традиционной, и она обеспечивает занятость большинства сельского населения.

Следует отметить, что в годы централизованной экономики в Казахстане животноводство получило достаточно серьезное развитие, и тогда наша страна выступала одним из главных поставщиков животноводческой продукции в общесоюзный фонд.  (справочно: численность крс – 9,8 млн. голов, овец – 36,2 млн. голов, свиней 3,2 млн. голов, лошадей 1,6 млн. голов. Производство мяса составляла 1,5 млн. тонн или 7% от общего объема производства союза.).

В дальнейшем постсоветском периоде в процессе перехода экономики на рыночные отношения животноводческая отрасль пережила нелегкие времена.

За 1990-2000 годы численность скота сократилась в среднем на 56%, объемы производства – на 86,5%. Количество хозяйств, занимающихся разведением племенных животных уменьшилось в 3 раза, а удельный вес племенного поголовья в стаде – в 17 раз. Из действовавших 62 птицефабрик прекратили свое функционирование более половины.

В этих условиях сократились объемы потребления животноводческой продукции,  страна потеряла свой экспортный потенциал по мясу, а по мясе птицы – стала импортозависимой.

На сегодняшний день поголовье КРС составляет 6,1 млн. голов или увеличилось по сравнению с 2001 годом на 1,4 раза, МРС – 17,8 млн. голов (в 1,7 раза); лошадей – почти 2,0 млн. голов (в 2 раза).

Следует признать, что по сравнению с 1990 годом эти цифры ниже. Это связано, прежде всего, с капиталоемкостью этого направления, а также значительными сроками окупаемости. По этой причине крестьяне предпочитали вкладывать деньги в растениеводство, продукцию которого можно увидеть в первый же год.

Но сегодняшнее животноводство выстроено на эффективной и рыночной основе, что дает ему ограниченную возможность развиваться устойчиво и динамично.

При наличии такого потенциала в животноводстве, который имеется у Казахстана, не использовать было бы неправильным. Казахстан имеет большой потенциал в экспорте животноводческой продукции, особенно говядины, баранины и свинины, а также рыбной продукции.

Наличие в стране огромных естественных пастбищных угодий дает прекрасную возможность производить конкурентоспособную и экологически чистую животноводческую продукцию.

Это подтверждается и оценкой экспертов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), которые отмечают, что  экспортные возможности Казахстана по мясу имеют очевидные преимущества, благодаря наличию огромных ресурсов и географическому месторасположению.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Основные проблемы животноводства

 

Однако развитие животноводства сдерживается из-за ряда проблем:

мелкотоварность производства;

низкая продуктивность сельскохозяйственных животных;

неразвитость кормовой отрасли;

проблемы ветеринарии;

недостаток свободных земель для животноводства;

недостаток квалифицированных кадров, консалтинга и научных исследований;

недостаточное финансирование отрасли;

отсутствие рынков сбыта;

слабая конкурентноспособность.

Слайд 7

Условия необходимые для развития животноводства

В этой связи успешное развитие животноводства возможно только в условиях:

  1. эпизоотического благополучия страны;
    1. высокой культуры производства;
  2. эффективной государственной поддержки;
  3. наличия базовых рынков сбыта произведенной продукции.  

Слайд 7

Что уже сделано сегодня?

Культура  производства

(Что сделано)

В первую очередь необходимо отметить, чтоначат и реализуется  проект по развитию экспортного потенциала мяса КРС. Мы выстроили необходимую  технологическую цепочку производства говядины и нарастили новое экспортное направление.

Основные компоненты проекта:

1) товарные хозяйства, задачей которых является получение приплода и выращивание его до 6-12-месячного возраста, по достижении которого молодняк необходимо сдавать на откормочные площадки. Необходимой частью этого компонента является развитие племенного дела, от которого напрямую зависит качество получаемого откормочного контингента;

2) следующий компонент – это промышленные откормочные площадки. Откормочные площадки должны обеспечить интенсивный откорм в течение 3-6 месяцев и формирование товарных партий скота для убоя;

3) и финишное звено этой цепочки – мясокомбинаты, которые будут обеспечивать убой крупного рогатого скота и формировать товарные партии мяса для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт. Кроме того, получаемое мясо будет использоваться для выпуска мясопродуктов.

Все это должно сопровождаться необходимыми мерами по улучшению ветеринарии и развитием кормопроизводства.

В период 2011-2015 годы в рамках данного проекта в республике за счет частных инвестиций и государственной поддержки созданы сеть откормочных площадок на 180,0 тыс. скотомест, участвует более 10 тысяч фермерских хозяйств, которые занимаются выращиванием крупного рогатого скота. Казахстанские производители активно осваивают рынки Российской Федерации и занимают свою нишу в экспорте мяса и мясопродуктов. Только за 2015 год было экспортировано более 16 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, в том числе более 6,4 тыс. тонн свежеохлажденной говядины.

Помимо этого в 2012 году внесены изменения в законодательство о племенном животноводстве, предусматривающие дерегулирование сферы племенного крупного рогатого скота.

Статус присваивается непосредственно племенному животному, а не племенному хозяйству.  Деятельность регулируется республиканскими палатами.

Наряду с республиканскими палатами по породам крупного рогатого скота в текущем году будут созданы республиканские палаты по всем видам сельскохозяйственных животных. 

В результате отмечается увеличение племенного поголовья крупного рогатого скота (с 5,6 % в 2011 году до 10% в 2015 году).

Слайд 8

Ветеринария

(Что сделано)

 

Во-вторых, усовершенствована система ветеринарии:

— так, впервые разработана и принята долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ;

— институционально укреплена ветеринарная система, (как на республиканском, так и на местном уровнях);

— приняты меры по материально-техническому оснащению ветеринарных организаций (и ветеринарных лабораторий);

—  внедрена процедура идентификации животных и прослеживаемости животных и животноводческой продукции (ужесточены требования к атрибутам и изделиям для идентификации, повышена ответственность владельцев животных за идентификацию животных, предусмотрена централизация закупа ушных бирок и других атрибутов, перевод базы данных по идентификации животных на портальное решение, определение процесингового центра, как структурного подразделения государственного учреждения, выдача ветеринарного паспорта на животных и  ушных бирок на безвозмездной основе, создание республиканского запаса средств, изделий для идентификации животных);

— в городе Астана открыт субрегиональный координационный офис МЭБ по ящуру;

— внедряются информационные технологии и системы в ветеринарию (в рамках программы ЕАСУ осуществляется выдача разрешения на импорт, экспорт и транзит подконтрольных товаров, внедрена веб-портальная версия «Идентификация животных», ведется процедура интеграции с информационными системами стран-участниц  ТС – Меркурии, Аргус).

В результате проводимых ветеринарных мероприятий в мае месяце 2015 года на 83-ей Генеральной Ассамблеи стран – участниц делегатов МЭБ (штаб – квартире МЭБ, Франция, г. Париж) вручен сертификат о получении статуса страны, свободной от ящура без вакцинации по 9-ти областям  республики (Акмолинская, Атырауская, Мангистауская, Актюбинская, Павлодарская, Костанайская, Карагандинская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области).

Это означает, что отечественные сельхозтоваропроизводители этих 9-ти областей могут беспрепятственно экспортировать животных и сельскохозяйственную продукцию.   

Слайд 9

Эффективность господдержки

(Что сделано)  

В-третьих, ежегодно увеличиваются объемы государственной поддержки животноводства. Так если в 2011 году в отрасль было направлено 23 млрд. тенге субсидий в текущем году объем субсидий увеличился в 2 раза и составил 53 млрд. тг. При этом меры государственной поддержки ежегодно совершенствуются.

Налогообложение АПК

Помимо этого усовершенствована действующая система налогообложения АПК. 

В сравнении с другими постсоветскими государствами, Казахстан обеспечивает благоприятный налоговый климат. Так, НДС в Казахстане на сегодня составляет 12%, тогда как в России – 18%, а в Беларуси – 20%. При этом, переработчики платят на 70% меньше (справочно: статья 267 Налогового кодекса РК).

Более того, все сельхозпроизводители работают в льготном налоговом режиме, который также предполагает снижение на 70 % платы по 4 видам налогов (справочно: имущественный, транспортный, социальный, НДС). При выпуске продукции с территории свободных складов и специальных экономических зон предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин и НДС. Кроме того, в прошлом году проведена реформа по облегчению налогового бремени на субъекты агробизнеса.

Усовершенствованы нормы законодательства в области землепользования. В Земельный кодекс внесены изменения, предусматривающие увеличение срока аренды земель сельскохозяйственного назначения для иностранцев до 25 лет (ранее было 10 лет).

Приняты Правила рационального использования земель, направленные на эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

Рынки сбыта

(Что сделано)

Внутренний рынок сбыта

В целом потребности внутреннего рынка мясом полностью обеспечены за счет собственного производства. Справочно: Ежегодные объемы производства говядины составляют 416,5 тыс. тонн, баранины – 144,0 тыс. тонн, свинины – 95,2 тыс. тонн, мяса птицы – 146,1 тыс. тонн. Поэтому курс направлен на увеличение экспортных возможностей страны по данным направлениям производства.

По мясу птицы в структуре потребления доля импорта занимает 50%. В этой связи, поставлена задача по снижению доли импорта мяса птицы до 30% за счет строительства птицефабрик бройлерного направления. 

При этом решением проблемы внешних рынков сбыта является созданный Евразийский экономический Союз, который предоставляет возможность торговли на рынке товаров с численностью населения более 180 млн. человек с суммарным ВВП пяти стран более 2,2 трлн. долларов США. Потребление продуктов питания на этом рынке значительно. Общий импорт сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в Евразийском Экономическом союзе составляет более 44,0 млрд. долларов.

Кроме того, вступлением Казахстана в ВТО открывается широкие возможности для развития сельскохозяйственных экспортоориентированных производств.

Слайд 13

Что планируется сделать.

Ветеринария

(Что планируется сделать)

В области ветеринарии планируется дальнейшее совершенствование и гармонизация законодательства в соответствии с требованиями международных организации,  ЕАЭС и т.д.

Кроме того планируется получение статуса страны, свободной от ящура с вакцинацией по оставшимся 5-ти областям (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области). Справочно: Решение о присвоении статуса по пяти оставшимся областям планируется принять  на очередной Генеральной сессии МЭБ, которая состоится в мае 2016 года.

Также стоит задача по получению Национальным референтным центром по ветеринарии статуса референтной лаборатории МЭБ по бруцеллезу и  получение официального статуса МЭБ: «Страна, свободная от африканской чумы лошадей».

Слайд 14

 

Рынки сбыта

(Что планируется сделать)

Приоритетной задачей по развитию рынков сбыта является экспорт сельскохозяйственной продукции на рынки КНР. Следует отметить, что китайской стороной делается акцент на импорт качественной органической животноводческой продукции из Казахстана.

Поэтому предприятия-производители мяса и мясной продукции Республики Казахстан, готовых экспортировать свою продукцию на территорию КНР в  первую очередь должны соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям, предусмотренным в нормативных актах ЕАЭС и национального законодательства.

При этом для создания условий для развития производства органической продукции в прошлом году принят закон «О производстве органической продукции», который создаёт основы для оборота органической продукции на внутреннем рынке, наращивать экспорт органической продукции.

Справочно: Принятый Закон регламентирует:

— принципы, цели и задачи правового регулирования в области производства органической продукции;

— условия и порядок производства органической продукции;

— порядок перехода к производству органической продукции;

— распределяет круг полномочий между соответствующими государственными органами и местными исполнительными органами.

Вместе с тем, несмотря на все преимущества функционирования Казахстан в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС и ВТО, мы наблюдаем такие отрицательные моменты как наличие зарубежной контрафактной и фальсифицированной продукции на отечественном рынке продовольственных товаров.

Наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов, эта продукция наносит прямой ущерб здоровью населения и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Поэтому необходимо активно сотрудничать в борьбе с производителями и продавцами такой продукции.

Одним из наглядных примеров неконкурентоспособности отечественной продукции является ситуация с импортом мяса птицы в Казахстан.

Зачастую завозится продукция низкого качества по демпинговым ценам. Такая продукция не соответствует техническим регламентам нашей страны, но преспокойно присутствует на наших прилавках.

Для решения данной проблемы Правительством проводится системная работа по контролю за такой продукцией, по борьбе с его производителями и распространителями. Кроме того рассматривается предложение Минсельхоза по передачи функции в области технического регулирования пищевой продукции и выявлению фальсифицированной продукции Министерству.  

Слайд 15

Эффективность господдержки (Что планируется сделать)

В 2016 году будет продолжено глобальное реформирование системы субсидирования АПК с дальнейшей автоматизацией процесса субсидирования.

Суть реформы в сокращении нестимулирующих субсидий и государственных расходов. В этой связи планируется упразднение гектарной субсидии в 2016 году и сокращение субсидирования повышения продуктивности животноводства с 2017 года.

При этом высвободившиеся средства планируется перенаправить на более эффективные направления, способствующие модернизации оборудования и технологии («зеленая корзина» ВТО): инвестиционные субсидии, субсидирование на процентной ставки, страхование в растениеводстве, субсидирование НДС, племенное дело, субсидирование затрат бизнес ассоциаций на услуги научных организаций, повышение фитосанитарной безопасности.

В настоящее время страхование в животноводстве законодательно не урегулировано и характеризуется добровольностью, отсутствием мер государственной поддержки, формированием размеров страховых премий и выплат на рыночной основе, формальным страхованием для удовлетворения требования кредиторов при получении займов.

С учетом опыта зарубежных стран ведется работапо внедрению обязательного страхования сельскохозяйственных животных в Казахстане.

 

Слайд 16

Культура производства

ПЛАН НАЦИИ 100 ШАГОВ

(Что планируется сделать)

В целях выполнения поставленной Главой государства задачи по привлечению стратегических инвесторов в мясную и молочную отрасли и обеспечения экспорта мяса с крупными компаниями, являющимися лидерами на мировом рынке мясной отрасли были подписаны соответствующие документы о создании совместных инвестиционных проектов.

Одной из таких компании является китайская транснациональная корпорация «Rifa Holding Group».

Так, между «Rifa Holding Group» и компанией «Евразия агрохолдинг» подписан меморандум по созданию мясного кластера в Восточно-Казахстанской области.

В целом планируется строительство мясокомбината с годовой мощностью 17 тыс. тонн баранины и говядины, а также откормочных площадок на 50 тыс. голов единовременного откорма МРС  и 1000 голов КРС. При этом, 80% продукции предприятия будет ориентировано на экспорт в Китай.

Кроме того, в начале текущего года между одним из крупных предприятий страны ТОО «Актеп» и итальянской компанией «Inalca Eurasia» подписано инвестиционное соглашение.

В рамках инвестиционного соглашения предусмотрено создание вертикально-интегрированной компании для строительства в трех областях республики откормочных площадок с общей мощностью 44 тыс.голов единовременного откорма, также модернизация мясокомбината с увеличением мощности до 20 тыс.тонн мяса и мясной продукции.

Объем инвестиции составляет 100 млн. долларов. Также компания намерена создать бренд казахстанского мяса и обеспечивать ее экспорт в страны Европы и Россию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемые участники форума!

Деловые интересы каждого из Вас, прежде всего, направлены на успех в бизнесе и на естественное стремление к экономической выгоде. Поэтому хочу подчеркнуть, что в Казахстане созданы все условия для развития мясного животноводства. В выступлениях участников Форума будет представлена подробная информация по данному вопросу.

Уважаемые дамы и господа!

Хочу выразить уверенность в том, что связи, закрепленные на нашем Форуме, будут долгосрочным, полезным и эффективным.

Құрметті ханымдар мен мырзалар!

Баршаңызға мықты денсаулық, алдағы істеріңізге сәттілік тілеймін! Назарларыңызға рахмет!

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus