Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Тезисы выступления Министра сельского хозяйства РК на брифинге СЦК при Президенте РК

Тезисы выступления Министра сельского хозяйства РК на брифинге СЦК при Президенте РК

Уважаемые коллеги!

Позвольте вам рассказать о принимаемых государством мерах по поддержке агробизнеса в контексте сложившейся мировой экономической ситуации.
В такие сложные периоды особенно актуальным является своевременная поддержка агропромышленного комплекса, обеспечивающая социальную стабильность в обществе (количество занятого в сельском хозяйстве населения составляет 25% от занятого в экономике) и положительный синергетический эффект для развития смежных с АПК отраслей.
Как Вам известно, с 2013 года реализуется Программа «Агробизнес 2020», которая содержит целый комплекс финансовых и нефинансовых механизмов поддержки аграрной отрасли.
В 2015 году объем субсидий составил 177,3 млрд. тенге, что почти в 2 раза больше чем в 2013 году (87,2 млрд. тенге).
Сейчас можно говорить о первых результатах реализации Программы «Агробизнес-2020».
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году составил 2,5 трлн. тенге, что больше уровня предыдущего года на 0,8%. (в животноводстве рост составил 3,8%, в растениеводстве — 98,4%).
На 2,9 % вырос объем производства продуктов питания за 2014 год (1 042,4 млрд. тенге).
Благодаря впервые внедренному в прошлом году механизму поддержки — инвестиционное субсидирование, в 2014 году на 14,4% увеличился объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и составил 166,4 млрд. тенге.
Кроме того на 16,5% увеличился объем инвестиций в основной капитал в производство продуктов питания и составил 40,8 млрд. тенге.
Несмотря на снижение за 2014 год на 6,2% всего экспорта АПК (2,6 млрд. долларов США), необходимо отметить, что впервые с прошлого года активно экспортируется мясо и мясопродукты, экспорт которых по итогам 2014 года составил 12,3 тыс. тонн, в том числе экспорт «красного мяса» составил 7,5 тыс. тонн, говядины – 6,3 тыс. тонн. При этом, отмечается снижение импорта продукции АПК на 6% (4,2 млрд. тенге).
При этом, сложившаяся экономическая ситуация требует дополнительного участия государства в сфере АПК страны, что особенно важно в условиях Таможенного союза, где тенденции в экономике Российской Федерации оказывают свое влияние на экономику Казахстана.
Тем более, что страны-партнеры по ЕАЭС, также испытывающие негативное влияние мировой конъюнктуры увеличивают объемы господдержки сельского хозяйства, которые и сегодня превосходят показатели Казахстана.
(Справочно: Правительство Российской Федерации в декабре прошлого года объявило об увеличении мер государственной поддержки АПК до 2020 года с 1,4 до 2,1 трлн. российских рублей почти на 700 млрд. р.р., т.е. на 50 %.)
В ходе расширенного заседания Правительства с участием Главы государства, состоявшегося 11 февраля т.г. особое внимание было уделено поддержке и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса. Также была отмечена необходимость включения в данных мер в Государственную программу инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы».
Так, в 2015 году предусмотрено дополнительное финансирование из Национального фонда субъектов АПК в размере 20 млрд. тенге, в том числе на:
1.Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках финансового оздоровления – 7,0 млрд. тенге (в бюджете 2015 года заложено 13,0 млрд. тенге).
Средства Нацфонда позволят дополнительно пролонгировать обязательства субъектов АПК на сумму 188 млрд. тенге. В итоге общая сумма оздоравливаемых обязательств составит 500,0 млрд. тенге.
Данные меры позволят улучшить платежеспособность, минимизировать риски банкротства, повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность субъектов АПК, а также снизить их кредитную нагрузку в условиях особого экономического периода.
2. Возмещение ставки вознаграждения по кредитам (лизингу) на поддержку сельского хозяйства – 1,5 млрд. тенге. (в бюджете 2015 года заложено 1,9 млрд. тенге, плюс 1,9 млрд. тенге доп. из РБ).
В настоящее время для стабильного ведения агробизнеса субъектам АПК необходимы средства на приобретение основных и оборотных средств, которые в основном привлекаются за счет заемных средств финансовых институтов, которые для субъектов АПК отличаются высокими ставками вознаграждения.
В этой связи, осуществляется субсидирование ставки вознаграждения по кредитам на пополнение основных и оборотных средств, включая лизинг сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.
Это позволит дополнительно привлечь в отрасль в 2015 году порядка 60,0 млрд. тенге частных инвестиций.
3. На субсидирование развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства предусмотрено – 11,5 млрд. тенге
С учетом ранее выделенных на данные цели средств из местного бюджета в размере около 53,0 млрд. тенге, общая сумма составит более 64,0 млрд. тенге.
Средства будут направлены на:
— повышение конкурентоспособности продукции отечественных животноводческих и птицеводческих предприятий в условиях ЕАЭС,
— сохранение роста производства животноводческой и птицеводческой продукции в агроформированиях, в том числе по: молоку – 15%, мясу – 10%, яйцам – 10%;
— сохранение рабочих мест на птицеводческих предприятиях, где трудятся более 12 тыс. человек.
Кроме увеличения объема финансового оздоровления до 500 млрд. тенге, нами предлагается расширить спектр его инструментов, предусмотрев:
1) рефинансирование обязательств по облигационным займам;
2) субсидирование купонной ставки по облигациям;
3) возможность перехода заемщиков, ранее поддержанных по другим государственным программам поддержки без возврата предоставленных ранее субсидий.
Это потребует фондирования Холдинга «КазАгро» из средств ЕНПФ в размере 89 млрд. тенге.
Кроме того, необходимо предусмотрены индивидуальные меры по отношению к крупным агрохолдингам, не вошедшим в программу финансового оздоровления, и находящихся в предбанкротном состоянии.
В этой связи, в зависимости от разности положений субъектов предлагается следующее:
1) реструктуризация по программе реабилитации в рамках Холдинга «Байтерек» (ГК «Богви»).
2) проведение процедуры банкротства и реализация залогов более эффективным собственникам (ГК «Трансавто», ТОО «Баско»).
3) выкуп активов с погашением долга перед банками-кредиторами через НУХ КазАгро с дальнейшей продажей потенциальным инвесторам и/или публичное размещение IPO (т.е. изначально готовится выход из проекта). Это позволит сохранить единый производственный механизм в целях обеспечения непрерывности производственных процессов и сохранения социальной стабильности на селе.
Для обеспечения в 2015 году бесперебойного финансирования сельского хозяйства в настоящее время решается вопрос фондирования КазАгро на сумму не менее 80 млрд. тенге за счет средств ЕНПФ.
Со своей стороны Министерством совместно с АО «НУХ «Казагро» были разработаны программы кредитования малого и среднего бизнеса и определены индикативные планы по созданию фермерских хозяйств в овцеводстве и коневодстве, молочно-товарных ферм мощностью до 50 и 100 голов, предусмотрено беззалоговое кредитование создания семейных садов площадью до 5 га.
В целом за счет реализации указанных мер по предварительным подсчетам только в 2015 году можно обеспечить занятостью порядка 30 тыс. человек.
В соответствии с внесенными изменениями в Налоговый кодекс с текущего года предусмотрено решение проблемы, так называемого «первого НДС» по перерабатывающим предприятиям и заготовительным организациям.
Так в настоящее время НДС по заготовительным организациям будет исчисляться в общеустановленном порядке, при этом сумма, уплаченного НДС будет возвращена им в виде субсидий при условии, что не менее 90 процентов совокупного годового дохода такой организации будут составлять доходы, полученные в результате реализации сельскохозяйственной продукции по установленному перечню.
Данная мера позволит решить вопросы загруженности мощностей перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий и обеспечит СХТП сбыт продукции по справедливой стоимости.
В заключении хотелось бы отметить, что предусмотренные меры поддержки агропромышленного комплекса позволят обеспечить конкурентоспособность отечественных субъектов АПК в «особый период» развития экономики государства.

Благодарю за внимание!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus