Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Тезисы выступления Министра сельского хозяйства РК А.С. Мамытбекова к презентации новой отраслевой программы развития АПК на 2013-2020 гг.

Тезисы выступления Министра сельского хозяйства РК А.С. Мамытбекова к презентации новой отраслевой программы развития АПК на 2013-2020 гг.

Уважаемый Серик Ныгметович, уважаемые коллеги!
Как Вам всем известно, в настоящее время работа министерства и всех ведомств по вопросам сельского хозяйства осуществляется в соответствии с действующей отраслевой программой АПК на 2010-2014 гг. В рамках плана мероприятий по реализации намеченных целей нами были достигнуты определенные результаты, в том числе была повышена производительность труда,
доля экспорта в общем объеме производства продолжает расти, а достигнутые объемы производства сельскохозяйственной продукции позволяют полностью обеспечить потребность внутреннего рынка практически по всем видам продовольствия в соответствии с установленными нормативами потребления.
Однако в 2011 году Главой государства перед Казахстаном были поставлены новые стратегические цели, достижение которых требует пересмотреть траектории и темпы развития всех отраслей экономики страны, в том числе и агропромышленного комплекса, наметить новые задачи, а также разработать соответствующий план мероприятий для успешной реализации поставленных целей. В связи с этим, в течение прошлого года нами был разработан и представлен в государственные органы проект отраслевой программы развития АПК на 2013-2020 гг. Проект рассматривался на всех уровнях власти, был представлен общественным организациям и обсуждался практически во всех регионах страны.
В рамках ежегодного послания народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства»Главой государства былопоручено Правительству утвердить данную Программу в текущем году.
Поскольку дальнейшее развитие агропромышленного комплекса РК требует концептуально нового подхода в решении ряда основных проблем развития сектора, в отличие от ранее принятой программы, в новой программе акцент будет сделан на создании условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК, что обеспечит отечественных производителей необходимой государственной поддержкой в конкурентной борьбе в рамках ТС и предстоящего вступления в ВТО.
Для достижения цели Программы будет проводиться работа по следующим четырем направлениям:
1. Финансовое оздоровление
2. Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК
3. Развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК
4. Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК

В качестве основных вопросов, требующих решения в рамках программы развития АПК и других программных документов, выделены следующие:
— Финансовое оздоровление
— Земельные и налоговые отношения
— Финансирование отрасли
— Развитие кооперации
— Эффективность мер государственной поддержки
— Инфраструктура, безопасность, техническое регулирование
— Маркетинг, консультации
— Наука, инновации, образование, подготовка кадров
— Смежные отрасли: с/х химия, с/х машиностроение
— Социальная инфраструктура
На данном слайде представлены основные документы, которыми руководствуется МСХ для построения дальнейшей работы по развитию агропромышленного комплекса. Это Стратегический план развития РК до 2020 года, ГПФИИР РК на 2010-2014 гг., а также новая Программа по развитию АПК в РК на 2013-2020 гг. «Агробизнес-2020».
Программа «Агробизнес-2020» включает следующие основные показатели:
— Увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза;
— Пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на общую сумму 300 млрд. тенге;
— Коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов до 0,88 к 2020 году;
— Доля пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям до 0,4 % к 2020 году;
— Доля государственных услуг, переведенных в электронный формат, 62 % к 2015 году.
В совокупности показатели Программы служат для достижения показателей Стратегического плана РК до 2020 года и ГПФИИР.
Кроме того, после утверждения Проекта в целях детализации агропромышленной политики будут разработаны мастер-планы по подотраслям (секторам) АПК.
Финансовое оздоровление является новым направлением государственной поддержки субъектов АПК.
Оно будет осуществляться через реструктуризацию, рефинансирование, финансирование кредитов и проектов, а также финансирование сельскохозяйственных производителей на погашение имеющихся задолженностей. Таким образом, государство сможет облегчить кредитную нагрузку и избежать финансовой неустойчивости большого количества субъектов АПК. Наряду с этим, будет осуществляться субсидирование процентной ставки по займам в рамках финансового оздоровления субъектов АПК.
Общая сумма финансирования составит 375,6 млрд. тенге.
В рамках направления по повышению доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК необходимо решить следующие задачи:
— Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в растениеводстве;
— Повышение физической доступности услуг по хранению зерна;
— Повышение экономической доступности воды для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в животноводстве и товарном рыбоводстве;
— Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для производства продукции глубокой переработки сельхозсырья;
— Повышение экономической доступности финансовых услуг;
— Повышение доступности, товаров, работ и услуг в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов;
— Повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг.
Для решения вышеуказанных задач субсидирование отраслей АПК будет производиться дифференцированно с учетом природно-климатических условий, наличия рынков сбыта и потенциала развития регионов. В текущем году мы приступили к разработке схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции, которая будет инструментом дифференциации государственных субсидий.
Новыми механизмами, разработанными в данном направлении, станут:
— инвестиционные субсидии;
— страхование и гарантирование займов субъектов АПК перед финансовыми институтами;
— фондирование БВУ;
— субсидирование ставки вознаграждения будет расширено на лизинг с/х техники и кредитование для сельского хозяйства;
Помимо новых инструментов будут совершенствоваться действующие механизмы субсидирования.
Примерами успешного совершенствования механизмов субсидирования являются:
В растениеводстве:
дифференциация нормативов субсидий по повышенной норме против базовой при возделывании сельхозкультур с применением систем капельного орошения;
субсидирование затрат на закладку садов и виноградников, обусловленное применением систем капельного орошения;
субсидирование 80% тарифа доставки 1 м3 воды при использовании капельного орошения против 25%, выплачиваемых на применение обычных способов полива;
В результате площадь использования капельного орошения в 2012 году достигла 28,1 тыс. га, что почти в 40 раз выше уровня 2007 года (713 га).
В животноводстве:
выплата субсидии на 1 голову маточного поголовья на удешевление сочных и грубых кормов из расчета 4500 тенге на голову позволила крестьянским и фермерским хозяйствам приобрести недостающие корма, т.к. не все имеют возможность производить весь спектр необходимых кормов;
Данные меры позволили значительно сократить сброс маточного поголовья, что позволит сохранить темпы прироста общего количества скота в стране.
На мероприятия по реализации данного направления, которые будут осуществляться на протяжении всего времени действия Программы, предусмотрено 2 245,9 млрд. тенге, что составляет 68% от всей суммы финансирования программы, из них 95,8% будет выдаваться через МИО, а 4,2 % МСХ.
Для снижения капиталоемкости и сроков окупаемости инвестиционных проектов, будет внедрена государственная поддержка в виде частичной компенсации расходов (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, сельскохозяйственной и специальной техники) при инвестиционных вложениях, направленных на создание новых либо расширение действующих производственных мощностей в приоритетных отраслях АПК.
Направления поддержки:
1. Модернизация перерабатывающих мощностей: сахарные заводы, переработка плодов, ягод и овощей, мясокомбинаты, молочные заводы и заводы по переработке кожи и шерсти;
2. Строительство и модернизация инфраструктуры обводнения пастбищ для отгонного животноводства;
3. Строительство и модернизация молочно-товарных ферм;
4. Строительство и модернизация птицефабрик мясного направления;
5. Строительство и модернизация племенных репродукторов КРС;
6. Строительство и модернизация откормочных площадок КРС;
7. Строительство и модернизация тепличных сооружений;
8. Строительство новых и расширение действующих зерновых терминалов и емкостей хранения зерна;
9. Внедрение системы капельного орошения;
10. Создание и развитие семейных животноводческих ферм.
В настоящее время около 30% мелких и средних субъектов АПК не имеют доступа к финансированию из-за отсутствия должного высоколиквидного залогового обеспечения и ненадежного финансового состояния.
Именно эту проблему озвучил Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставив задачу по внедрению государственной системы гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.
В этой связи, в целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для субъектов АПК и привлечения финансовых институтов в процесс активного финансирования АПК будет внедрена система страхования и гарантирования займов субъектов АПК перед финансовыми институтами.
В настоящее время банки второго уровня обладают достаточной ликвидностью для кредитования субъектов АПК. Кроме того, ежегодно выделяются льготные кредитные средства по линии дочерних организаций АО «НУХ «КазАгро» для своевременного проведения весенне-полевых и уборочных работ.
Однако, основной проблемой доступа субъектов АПК к кредитным ресурсам является их ненадежное финансовое состояние и отсутствие должного ликвидного залогового обеспечения. Особенно данная проблема характерна для мелких и средних сельскохозяйственных формирований.
В этой связи система страхования расширит доступ субъектов АПК к кредитным ресурсам и привлечет финансовые институты в процесс активного финансирования сельского хозяйства.
В целом механизм страхования займов является страхованием кредитного риска финансовых институтов действующими частными страховыми компаниями, где роль государства заключается в частичном возмещении субъектам АПК суммы страховой премии.
Предлагаемый нами механизм гарантирования денежных и товарных кредитов заключается в том, что организации, имеющие статус финансового агентства в лице банков второго уровня, организаций Холдинга «КазАгро» и социально-предпринимательских корпораций регионов, будут выдавать гарантии СХТП по обеспечению возврата денежного или товарного кредита (семена, ГСМ, зап. части, мин. удобрения, гербициды, корма, вет. препараты и т.д.). Денежные кредиты СХТП будут выдаваться кредитными учреждениями, а товарные кредиты — крупные компании, специализирующиеся на их производстве или реализации. Роль государства будет заключаться в возмещении части вознаграждения за выданную СХТП гарантию организацией, имеющей статус финансового агентства или СПК.
В рамках направления «Развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК» планируется решить следующие задачи:
— Развитие системы фитосанитарной безопасности;
— Развитие системы ветеринарной безопасности;
— Развитие инфраструктуры водообеспечения пастбищ.
Общая сумма для реализации данного направления составляет 409 млрд. тенге на 2013-2020 годы.
В рамках обеспечения фитосанитарной безопасности и внедрения безопасных методов борьбы с особо опасными вредными организмами будут разработаны нормативы для внедрения биологического метода борьбы против основных вредителей хлопчатника, овощных, плодовых, виноградника и других культур.
С 2014 году планируется удешевлять сельхозтоваропроизводителям стоимость биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки хлопчатника, с 2016 года — стоимость биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки овощных культур отрытого и закрытого грунта, бахчевых и плодовых культур.
При ежегодном повышении эффективности химических обработок на 0,2% планируется снизить коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов к 2020 году до 0,88.
В рамках обеспечения ветеринарной безопасности совместно с международными экспертами будет проводиться гармонизация и совершенствование ветеринарного законодательства с учетом вступления в ВТО. Планируется провести материально-техническое оснащение ветеринарных организаций (государственных ветеринарных лабораторий, ветеринарных станций, пунктов), внедрить производство ветеринарных препаратов, диагностикумов и кормовых добавок, соответствующих стандарту GMP. В краткосрочной перспективе необходимо завершить процедуру идентификации сельхозживотных и перевести ее на безвозмездную основу за счет республиканского бюджета для владельцев скота. Кроме того, необходимо усилить роль процессингового центра путем закрепления функции по централизованному закупу изделий, средств и атрибутов для идентификации. С внедрением информационных систем станет возможным эффективно управлять процессами в ветеринарии, контролировать и отслеживать продукцию по всей цепочке жизненного цикла на основе принципа «от фермы до стола», а также проводить надзор и эпизоотический мониторинг, прогнозировать и математически моделировать вспышки инфекционных заболеваний. Для обеспечения пищевой безопасности будет проводиться мониторинг пищевой продукции на наличие остаточных веществ, что повысит безопасность животноводческой продукции для конечного потребителя.
В целях развития инфраструктуры водообеспечения, в том числе для обводнения пастбищ, будет разработана и утверждена Программа развития и модернизации водного хозяйства Республики Казахстан до 2020 года.
В рамках направления «Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК» планируется решить следующие задачи:
— Повышение эффективности агрохимического обслуживания сельского хозяйства;
— Развитие систем информационного обеспечения субъектов АПК;
— Повышение эффективности государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур;
— Развитие системы оказания государственных услуг для субъектов АПК;
— Развитие системы технического регулирования в сельском хозяйстве;
— Повышение эффективности системы государственного контроля и надзора в АПК;
— Создание условий для развития производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции.
В целях повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель и их плодородия планируется проведение четкого контроля над агрохимическим состоянием земель сельскохозяйственного назначения.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, а также решения таких задач, как опустынивание вследствие интенсивного животноводства и засоления почвы, влияние климатических условий, предусмотрено внедрение технологии точного земледелия, предусматривающей детализированный контроль на основе реальных данных, и направленной на рост урожайности и качества продукции.
В целях развития системы государственных услуг для субъектов АПК планируется осуществление мероприятий по автоматизации государственных услуг и активизации деятельности госорганов по оказанию услуг через центры обслуживания населения.
Общая сумма на реализацию мероприятий по повышению эффективности систем государственного регулирования АПК составит 30 млрд. тенге в течение 2013-2020 гг.
Всего на реализацию Программы за8 лет потребуется 3 122,2 млрд. тенге.На слайде представлен объем финансирования по годам.
На данном слайде представлено сравнение потребности в государственном финансировании на Программу с различными вариантами прогноза бюджета. Итого на реализацию Программы за счет государственного бюджета (республиканского и местного) необходимо 2 662 млрд. тенге. Остальное финансирование будет осуществляться за счет облигационных займов (300 млрд.) и собственных средств ПКК (2,1 млрд.) и АО «НУХ «КазАгро» (96 млрд. тенге).
Темп роста бюджета МСХ за 2003-2012 годы составил 20,8%. При сохранении данного темпа, итого за 8 лет до 2020 года прогноз бюджета составит 4,2 трлн. тенге. При 7% росте бюджета за период 2012-2020 годы прогноз составит 1 893, 6 млрд. тенге.
В целом за 2013-2020 годы на реализацию Программы по развитию АПК РК необходимо 3 122,2 млрд. тенге, дефицит средств на 2014-2015 годы составляет – 196,9 млрд. тенге, а именно в 2014 году – 106,2 млрд. тенге, в 2015 – 90,7 млрд. тенге.
Бюджет новой отраслевой программы развития АПК 2013-2020 гг. за 8 лет превышает прогноз бюджета при 7% росте на 830,4 млрд. тенге.
Львиную долю в финансировании программы (74%) составят мероприятия по повышению экономической доступности товаров, работ и услуг. 13% бюджета будет выделено на развитие государственного обеспечения АПК, 12% занимает финансовое оздоровление.
Объем субсидирования в 2020 году по сравнению с 2013 годом увеличится в 4,5 раза
20 февраля 2012 года утвержден План действий МСХ РК по разработке отраслевой Программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы
В марте 2012 года НЭП «Союз «Атамекен» была представлена презентация, содержащая основные подходы по формированию данной программы.
31 мая 2012 года проект Программы был направлен на согласование в заинтересованные центральные и местные государственные органы, на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии, а также на проведение антикоррупционной, экологической, предпринимательской экспертиз.
С 7 июня по 22 августа 2012 года было проведено 11 совещаний под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра РК С.Ахметова с участием заинтересованных государственных органов (МЭРТ, МФ, МЮ, АУЗР, АС, МТК, МИНТ), неправительственных организации и непосредственно производителей по обсуждению основных направлений Программы.
В течение сентября2012 года проходили внутренние совещания по отработке Программы с учетом замечаний, представленных на вышеуказанных совещаниях в КПМ.
2 октября т.г. в МСХ проведено совещание с участием представителей заинтересованных государственных органов по обсуждению Программы под председательством Заместителя Премьер-Министра РК К. Кушербаева.
3 октября т.г. прошло совещание в Правительстве РК под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова.
8 октября т.г. проект Программы направлен на повторное согласование в заинтересованные государственные органы.
10 октября т.г. было проведено заседание Делового совета МСХ РК под председательством Министра.
10 октября 2012 года прошло совещание на тему «О финансовом обеспечении, разрабатываемой Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы» под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова, на котором было дано поручение о создании рабочей группы по финансированию Программы.
1 и 5 ноября т.г. проведено разъяснение концептуальных направлений новой отраслевой Программы на расширенных заседаниях комитетов по аграрным вопросам Мажилиса и Сената Парламента РК.
С 18 октября по 12 ноября т.г. политическое руководство Министерства провело ряд «кустовых» совещаний практически во всех регионах страны.
С 3 декады октября по первую декаду декабря т.г. запланировано активное информационно сопровождение проекта отраслевой Программы в средствах массовой информации.
Также 20 ноября т.г. в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан прошло расширенное заседание Коллегии МСХ РК с представителями заинтерисованных государственных органов под председательством Заместителя Премьер-Министра К. Кушербаева.
По итогам совещания было дано поручение МСХ РК совместно с государственными органами в срок до 5 декабря т.г. внести Программу в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.
21 ноября т.г. Программа была презентована в НДП «НурОтан».
На всех вышеуказанных совещаниях, концептуально проект Программы получил положительные отзывы.
Следует отметить, что Проект требует пересмотра ряда государственных политик, лежащих в плоскости других отраслевых программных документов, таких как сельскохозяйственное машиностроение, химическая и легкая промышленность, водное хозяйство, техническое регулирование, торговля и конкуренция, налогообложение, легкая промышленность, информационная пропаганда и др.
В этой связи, прошу Вас разрешить вопрос создания рабочих групп по пересмотру смежных отраслевых программ для получения максимального синергетического эффекта от их совместной реализации с Программой «Агробизнес-2020».
— Таким образом, в результате реализации Программы ожидается получение следующего макроэкономического эффекта:
— Увеличение физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза;
— Повышение производительности труда на одного занятого в сельском хозяйстве в 3 раза;
— Увеличение экспортной выручки от реализации продукции агропромышленного комплекса на 20%;
— Обеспечение продовольственной независимости по основным продуктам питания на уровне 80% внутреннего рынка;
Привлечение более 10 трлн. тенге частных денежных средств в отрасль.

Презентация

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus