Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Тезисы Министра на заседании Правительства РК по исполнению Программы «Агробизнес-2020»

Тезисы Министра на заседании Правительства РК по исполнению Программы «Агробизнес-2020»

Тезисы Министра на заседании ПРК по исполнению Программы «Агробизнес-2020»

  1. 1.            Основные показатели развития отрасли
Уважаемый Серик Ныгметович!

Уважаемые участники совещания!

В целом выпуск продукции сельского хозяйства имеет положительную тенденцию роста.

Так, за последние 12 лет объем валовой продукции увеличился почти в 4 раза и составил в 2012 году 1,9 трлн. тенге.

Производство продукции растениеводства увеличилось за данный период в 3 раза (с 325,7 млрд. тенге до 981,2 млрд. тенге), продукции животноводства почти в 5 раз (с 207,9 млрд. тенге до 1,0 трлн. тенге).

При этом, в 2012 году доля животноводства превысила долю растениеводства и составила 50,6%.

Определенную лепту в это соотношение внесла засуха, уменьшившая объемы производства в растениеводстве, однако стоит отметить, что засушливые годы были и раньше. Таким образом, в целом можно отметить выравнивание пропорций в производстве сельскохозяйственной продукции в секторах растениеводства и животноводства.

Объем экспорта продукции сельского хозяйства в 2012 году составил более 3 млрд. долл. США, что выше уровня предыдущего года на 66 %.  При этом экспорт зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте составил 11,1 млн. тонн (зерна – 7,9 млн. тонн, муки в зерновом эквиваленте – 3,2 млн. тонн), что является рекордным за годы развития сельского хозяйства в условиях рыночной экономики независимого Казахстана.

Важно отметить следующие положительные тенденции в растениеводстве и животноводстве, создающие условия для дальнейшего роста валовой продукции.

Так, при научно обоснованной норме площадей под пшеницей в размере 50% в 2009 году посевная площадь под пшеницей составляла почти 69% (14,8 млн.га) и сократилась к 2012 году до 64 % (13,5 млн. га). В 2013 году посевные площади под пшеницей составили 61% (13,1 млн. га).

В период с 2009 по 2012 год в среднем по республике доля скота в агроформированиях выросла с 18 до 28 %, соответственно в ЛПХ сократилась с 82 до 72%.

При этом численность поголовья скота в крестьянских и фермерских в 2012 году выросла на 20,1 %, а за январь-июнь 2013 на 22,8%.

Также необходимо отметить, что в период с 2009 по 2012 год доля маточного поголовья от общей численности КРС в агроформированиях выросла с 37,2 % до 43,9 %. 

Однако считаем, что темпы этих тенденций недостаточны, а сдерживающим фактором является относительно низкий объем инвестиций в сельское хозяйство.  

Слайд 1

(титульный лист)

 

 

 

 

 

Слайд 2

1.2. Привлечение инвестиций

Так, в 2012 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства вырос на 22 % (133,9 млрд. тенге).

Прирост инвестиций в сельское хозяйство является самым высоким в сравнении с другими отраслями экономики.

Вместе с тем соотношение объема инвестиций к валовой продукции в сравнении с другими отраслями свидетельствует об отставании сельского хозяйства.

Незначительный объем притока инвестиций проявляется в:

— низкой технической оснащенности отрасли (80% парка сельскохозяйственной техники изношено);

— низком уровне интенсификации земледелия (ежегодно требуется внесение удобрений не менее 2,6 млн. тонн, однако фактически вносится 7-8 % от потребности);

— низком уровне генетического потенциала сельхозживотных (доля племенного поголовья КРС в общем стаде составила 8%, тогда как в странах с развитым животноводством этот показатель составляет около 40-50%);

— низкой продуктивности сельхозживотных (средний живой вес скота реализуемого для убоя на мясо составляет в настоящее время 310 кг, тогда как в мире стандартом является вес 500-520 кг. Средний показатель по надою молока на одну корову в республике составляет 2200 литров в год, в зарубежных странах этот показатель  равен 6-8 тыс. литров в год).

Данная ситуация диктует необходимость принятия мер по стимулированию привлечения инвестиций в отрасль.

Именно для этого была инициирована разработка и принятие новой   Программы «Агробизнес 2020», которая предусматривает новые инструменты государственной поддержки в виде инвестиционных субсидий, страхования и гарантирования займов, субсидирования процентной ставки по кредитам и лизингу, фондирования БВУ, а также принимаются меры по совершенствованию механизма обязательного страхования в растениеводстве и внедрению страхования в животноводстве.

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

2. Реализация Программы «Агробизнес -2020»

 

А теперь, о проделанной работе в рамках Программы по развитию агропромышленного комплекса до 2020 года «Агробизнес-2020».

Как вы знаете, Программа была принята в феврале текущего года и об ее реализации будет доложено по итогам года. Сейчас я доложусь о ходе ее реализации в разрезе мероприятий. 

 
2.1. Проведение разъяснительной работы Во-первых, проведена работа по разъяснению основных положений Программы.

В период с 18 октября по 12 ноября 2012 года руководством Министерства во всех регионах страны были проведены «кустовые» совещания по презентации проекта Программы с целью разъяснения основных положений, новых механизмов и планируемых мер государственной поддержи субъектов АПК.

Кроме того, 16 мая текущего года проведено селекторное совещание с участием представителей акиматов областей и районов, городов Алматы, Астана по разъяснению основных положений Программы.

Помимо этого, разработаны наглядные материалы по механизмам государственной поддержки субъектов АПК в рамках Программы, которые доступны сельхозтоваропроизводителям через сельские информационно-консультационные центры Казагромаркетинга.

Слайд 5
2.2. Корректировка стратегических программных документов по развитию смежных с АПК отраслей Во-вторых, совместно с заинтересованными госорганами проводится работа по корректировке стратегических программных документов по развитию смежных с АПК отраслей.

Во исполнение Вашего поручения, Серик Ныгметович, была создана Рабочая группа для выработки предложений по данному вопросу (распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 мая 2013 года № 81-р).

Министерством были сформированы предложения по корректировке стратегических и программных документов и направлены на согласование в заинтересованные государственные органы.

В частности нами было предложено внести изменения:

1) в государственные программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» до 2015 года, развития образования до 2020 года, проект программы управления водными ресурсами Казахстана до 2040 года;

2) в отраслевые программы по развитию торговли, космической деятельности, транспортной инфраструктуры, машиностроения, химической промышленности,  легкой промышленности, казахстанского содержания, привлечению инвестиций, техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества на 2010-2014 годы и в Программу «Занятость-2020»;

3) в стратегические планы на 2011 — 2015 годы министерств регионального развития, экономики и бюджетного планирования, финансов, здравоохранения, культуры и информации, охраны и окружающей среды, индустрии и новых технологий, внутренних дел, Комитета национальной безопасности;

4) в программные документы и нормативные акты Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Однако, мы столкнулись с тем, что государственные органы не заинтересованы во включении предложенных нами мероприятий, либо готовы включить в свои программные и стратегические документы, но с более поздними сроками реализации.

Учитывая приоритетность развития агропромышленного комплекса и связь между развитием смежной с АПК отраслью и полноценной реализацией Программы «Агробизнес-2020», прошу Серик Ныгметович, поручить заинтересованным государственным органам повторно рассмотреть наши предложения.

Слайд 6
2.3.  Разработка мастер-планов по реализации Программы В-третьих, Министерством, в рамках реализации Программы «Агробизнес-2020» разработано 15 мастер-планов для каждой из подотраслей сельского хозяйства

Механизм реализации мастер-планов подразумевает четкую разбивку показателей по годам и в разрезе областей. Данный механизм был использован при реализации проекта по развитию экспортного потенциала мяса КРС и доказал свою эффективность. В мастер-планах в основу расчетов взяты типовые проекты, обладающие оптимальными решениями для достижения наименьшей себестоимости.

Слайд 7
Рассмотрим на примере мастер-плана по развитию молочного скотоводства в Казахстане на 2014 – 2020 годы.

Целью мастер-плана является увеличение объемов производства молока в республике на 1,7 миллиона тонн к 2020 году, что позволит значительно снизить долю импорта молока, увеличить норму подушевого потребления, с учетом постоянного роста населения республики.

(справочно – в 2011 году импорт молока и молочных продуктов составил 908 тыс.т, в 2012 – 903 тыс.т или 21 % от общего уровня потребления в стране).

Для этого мастер планом предусмотрено следующее:

Строительство 20 промышленных МТФ по 1200 голов дойного поголовья, которые обеспечат производство 158,4 тыс.т молока.

Строительство 2000 мини МТФ мощностью  24, 50, 100 и 200 дойных голов в регионах, позволяющих осуществлять максимально длительное пастбищное содержание (предгорья Алатау, ВКО, СКО и другие). Совокупная мощность данных ферм обеспечит производство 741 тыс.тонн молока с низкой себестоимостью.

Также предусматривается модернизация и увеличение поголовья существующих МТФ, что дополнительно даст 55 тыс. тонн молока.

Итого новые мощности по производству молока составят 954,4 тыс. тонн, оставшиеся 770 тыс.тонн мы планируем увеличить на существующем поголовье за счет ведения селекционно-племенной работы и улучшения кормовой базы.

Для организации «с нуля» молочной фермы на 100 голов (на принципе кооперации с перерабатывающим предприятием для организации гарантированного сбыта продукции) необходимо более 108 млн. тенге.

Из них, строительство самой фермы по разработанному типовому решению осуществляется за счет средств инициатора проекта (около 30,0 млн. тенге), без необходимости прохождения государственной экспертизы и разработки ПСД.

На покупку скота необходимо 35 млн. тенге (по 350 тыс тенге каждая), скот приобретается в лизинг.

На оборудование (молокопровод, танк-охладитель, и др.) – 5,7 млн.тенге, на технику (трактора с навесным оборудованием, косилка, пресс-подборщик, мини-кормораздатчик) – 17,5 млн.тенге, также приобретается в лизинг.

Необходимые оборотные средства составят 20,0 млн. тенге, в качестве источника можно использовать программу «Занятость-2020».

Инструменты программы Агробизнес-2020 для реализации проекта:

—         Инвестиционные субсидии на приобретение техники и оборудования – до 50% от общей стоимости;

—         Субсидии на приобретение коров – 118 000 тенге на 1 голову;

—       субсидирование % ставки по кредитам и лизингу.

—       Общий объем гос.поддержки по программе Агробизнес для данного проекта составит 32,5 миллиона тенге, что сокращает срок окупаемости проекта до 4-5 лет и учитывает реальное положение фермеров (отсутствие ликвидного залогового обеспечения и средств).

Вопрос сбыта произведенной продукции, как я уже сказал выше, решается путем комплексного сбора молока от нескольких ферм и сдаче его на перерабатывающее предприятие, тем самым снижается себестоимость конечной продукции и обеспечивается ее гарантированный сбыт.

Успешная реализация мастер-планов зависит от работы местных исполнительных органов, в этой связи  прошу Серик Ныгметович поручить акиматам областей внести изменения в программы развития территорий и стратегические планы, предусмотрев в них плановые показатели, необходимые для мониторинга реализации проектов и составления рейтинга акимов по аналогии с программой «Сыбага».

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11-12

 

 

 

 

 

Слайд 13

2.4. Разработка Карты специализации регионов В-четвертых, мы приступили с привлечением научных организаций к разработке Карты специализации регионов на производстве конкретных видов сельхозпродукции исходя из природно-климатических условий, внутренних и внешних рынков сбыта.

Как известно, в республике имеется различие между природными и климатическими условиями регионов, уровнем развития инфраструктуры, а также материально-технической оснащенностью хозяйств, что приводит к разной себестоимости производства сельхозпродукции как на уровне республики, так и на уровне отдельно взятой области.

Игнорирование этих различий неизбежно приводит к поддержке неэффективных производств и, как следствие, производству неконкурентоспособной продукции.

Карта специализации регионов позволит нам дифференцированно и более эффективно проводить государственную политику в АПК через установку обоснованных бюджетных лимитов на региональные объемы господдержки для производства сельскохозяйственной продукции. Разработку данной Карты мы планируем завершить в декабре текущего года.

Также Карта специализации будет одним инструментом решения задачи поставленной Главой государства по диверсификации структуры посевных площадей, которая предполагает сокращение монокультуры пшеницы на севере и хлопчатника и риса на юге с расширением площадей под приоритетными культурами, такими как зернофуражные, бобовые, кормовые и овощебахчевые.

В этой связи, Министерством в рамках Программы «Агробизнес-2020» предусмотрены меры по стимулированию СХТП по переориентации сельхозпроизводства.

К примеру, производство хлопка предлагается переориентировать на производство кормовых, плодовых и овощебахчевых и культур. Поэтому возделывание данных культур включено в перечень приоритетных направлений при инвестиционном субсидировании.

Также, будут продолжены меры с увеличением сумм поддержки    закладки и выращивания плодов и овощей в закрытом грунте.

Кроме того, по Вашему поручению Серик Ныгметович, мы прорабатываем вопрос по развитию пищевого кластера на примере Мактааральского района Южно-Казахстанской области.

Данные меры позволят обеспечить безболезненную переориентацию производства и тем самым решить задачу поставленную в Концепции по переходу страны к «зеленой экономике» и снижению водной зависимости.

Слайд 14
2.5. Создание нормативно-правовой базы (законопроект, правила субсидирования) В-пятых,  приняты меры, направленные на создание необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию задач Программы.

В настоящее время в Мажилисе Парламента находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам агропромышленного комплекса» (инициированный депутатами Мажилиса Парламента).

Данный законопроект  направлен на создание законодательной базы по:

1) совершенствованию системы ветеринарии;

2) формированию системы гарантирования и страхования займов сельскохозяйственных товаропроизводителей перед финансовыми институтами;

3) внедрению инвестиционного субсидирования;

4) внедрению механизма гарантированной закупочной цены по отдельным видам сельхозпродукции;

5) обеспечению агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства.

Наряду с этим, в целях реализации Программы  вносятся изменения в ряд правил субсидирования. Помимо этого, разрабатываются новые правила субсидирования, в реализацию внедряемых механизмов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Среди них:

—         Правила субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, а также лизингу сельскохозяйственной техники;

—         Правила по гарантированию и страхованию займов субъектов АПК;

—         Правила выдачи инвестиционных субсидий;

—         Правила субсидирования по финансовому оздоровлению субъектов АПК;

—         Правила субсидирования затрат перерабатывающих предприятий, осуществляющих гарантированный закуп сельскохозяйственного сырья;

—         Правила субсидирования стоимости биоагентов (энтомофагов);

—         Правила субсидирования лизинга сельхозтехники.

В настоящее время из перечисленных Правила субсидирования по обязательствам субъектов АПК для финансового оздоровления и Правила субсидирования лизинга сельхозтехники уже утверждены.

Правила субсидирования стоимости биоагентов (энтомофагов) внесены в Правительство.

Правила гарантирования и страхования займов субъектов АПК перед финансовыми институтами, выдачи инвестиционных субсидий и субсидирования затрат перерабатывающих предприятий, осуществляющих гарантированный закуп сельскохозяйственного сырья также разработаны, однако не представляется возможным их утверждение, в связи с отсутствием компетенции Правительства Республики Казахстан по их утверждению. Данные Правила планируется утвердить в течение месяца после вступления в силу названного выше законопроекта.

В этой связи, Серик Ныгметович, просим Вас оказать содействие в ускорении принятия вышеуказанного законопроекта. Здесь необходимо отметить, что без принятия данного законопроекта до утверждения бюджета на 2014 год, определенную часть от общей суммы господдержки в рамках Программы возможно будет включить в бюджет только при корректировке бюджета. Это означает, что будет невозможно использование части новых механизмов с начала 2014 года, что, конечно же, негативно скажется на реализации Программы.

В настоящее время Правила субсидирования ставки вознаграждения по кредитам переработчикам и сельхозтоваропроизводителям, а также лизингу сельскохозяйственной техники проходят процедуру согласования.

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

3. Финансирование Программы

 

Теперь, о финансировании мероприятий Программы.

На реализацию мероприятий программы в 2013 году выделено 136,8 млрд. тенге (из запланированных 153,9 млрд. тенге). Учитывая, что текущий год является начальным годом реализации программы и в настоящее время ведется работа по подготовке нормативной базы по новым мероприятиям полагаем, что данных средств достаточно.

Однако в настоящее время завершается работа по формированию республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период, а также трехлетних объемов трансфертов общего характера, передаваемых местным исполнительным органам.

Достижение показателей программы возможно только в случае расширения господдержки как за счет новых направлений, так и за счет роста охвата получателей (поголовья скота, диверсификации структуры посевных площадей и т.д.) по уже реализуемым мерам.

Особенно это относится к развитию животноводства (как я уже отмечал  наблюдается стабильный рост численности скота и производства продукции животноводства в агроформированиях), семеноводства, ветеринарии и др.

Однако, именно по этим направлениям МЭБП не поддержаны расходы (общая потребность Министерства на 2014 год составляет 270 млрд. тенге, поддержано 210 млрд. тенге.).

В частности, не поддерживаются расходы на финансирование отрасли животноводства в размере 14,6 млрд. тенге, на проведение ветеринарных мероприятий  в размере 13,3 млрд. тенге.

Ситуация усугубляется тем, что средства на реализацию данных мер предложено передать в базу местных бюджетов, так как в основном их реализация входит в компетенцию местных исполнительных органов. В этой связи, в последующие 3 года у Министерства не будет возможности корректировать данные суммы.

Одной из новых мер программы является субсидирование сельхозпроизводителям ставки вознаграждения по кредитам и лизингу. На реализацию данного мероприятия также не поддержано 14,4 млрд. тенге.

На кредитование Холдинга «КазАгро» для последующего финансирования производителей через систему кредитных товариществ необходимо 15,0 млрд. тенге, которые также не поддержаны МЭБП.

Аналогичная ситуация и по финансированию отрасли в 2015-2016 годах, где по ряду приоритетных направлений предусмотрено финансирование на уровне 2013-2014 годов, то есть без роста.

Данная ситуация может негативно отразиться на результатах реализации данных мероприятий и достижения показателей Программы в целом.

С учетом вышеизложенного прошу Серик Ныгметович, поручить соответствующим министерствам обеспечить финансирование Программы в полном объеме.

Слайд 17
4. Комплексный план мероприятий по развитию переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности В завершении позвольте остановиться на некоторых вопросах переработки сельхозпродукции.

Как Вы помните, на совещании, которое состоялось 12 июня текущего года под Вашим председательством было доложено о текущем состоянии, имеющихся проблемах, а также планах по дальнейшему развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Там же, исходя из критериев перспективности как на внутреннем, так и на внешнем рынке, были определены приоритетные направления переработки сельхозпродукции. В их числе переработка молока, мяса, плодов и овощей, производство сахара, глубокая переработка зерна и т.д.. По развитию данных направлений был разработан мастер-план, который предусматривает основные инструменты господдержки (субсидирование затрат перерабатывающих предприятий при закупе сырья, инвестиционное субсидирование при строительстве и модернизации предприятий, субсидирование процентной ставки по кредитам, гарантирование и страхование займов и др.)

В тоже время, развитие отрасли требует принятия мер, которые выходят за рамки Программы и мастер-плана и носят межотраслевой характер. Это, вопросы технического и налогового регулирования отрасли, системного сбыта отечественной продукции и административных барьеров.

В целях координации основных действий центральных и местных исполнительных органов по развитию указанных приоритетных направлений Министерством сельского хозяйства разработан Комплексный план по переработке сельхозпродукции.

В настоящее время проект постановления Правительства предусматривающий утверждение Комплексного плана согласован со  всем и заинтересованными государственными органами, за исключением министерств экономики и бюджетного планирования, юстиции и финансов. Замечания указанных государственных органов носят концептуальный характер, но они устранимы.

Учитывая вышеуказанное, просим дать поручение указанным государственным органам ускорить согласование и подписание Комплексного плана.

 
  Благодарю за внимание! Слайд 18

 

 
Слайды по докладу

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus