Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Тезисы доклада Министра сельского хозяйства Республики Казахстан А.Мамытбекова на Панельной сессии на тему «Перспективы развития АПК в Казахстане в условиях членства в ВТО», проходящей в рамках VI Астанинского экономического форума

Тезисы доклада Министра сельского хозяйства Республики Казахстан А.Мамытбекова на Панельной сессии на тему «Перспективы развития АПК в Казахстане в условиях членства в ВТО», проходящей в рамках VI Астанинского экономического форума


Уважаемые коллеги!

В первую очередь, хотелось бы поприветствовать участников панельной сессии от имени Министерства сельского хозяйства и поблагодарить за то, что смогли выкроить время и принять участие в обсуждении очень важного для нас вопроса. Уверен, что сегодняшняя дискуссия позволила нам еще раз изучить опыт зарубежных стран, как давних членов ВТО, так и недавно вступивших в нее, и выработать рекомендации по развитию АПК в условиях членства в ВТО.

Процесс вступления Казахстана в ВТО длится довольно продолжительное время, и все это время в обществе не стихают споры о том, выгодно это для Казахстана и, в первую очередь, для агропромышленного комплекса, или нет.

С одной стороны говорят, что вступление в ВТО пойдет только на пользу АПК, так как:

— для страны появится возможность участвовать в формировании правил международной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, руководствуясь национальными интересами;

— отечественные товаропроизводители получат выход в унифицированное международное правовое пространство, тем самым они законодательно приобретают защиту от  торговой дискриминации и свободу транзита для своей продукции;

— улучшатся условия для доступа отечественной продукции АПК на внешний рынок, и создадутся дополнительные условия для повышения качества продукции и конкурентоспособности.

С другой стороны, противники предстоящего вступления утверждают, что присоединение Казахстана к ВТО негативно отразится на аграрном секторе, мотивируя это тем, что наше сельское хозяйство неконкурентоспособно на мировом рынке, и вступление в ВТО приведет к его краху. Зачастую, высказывания людей, не участвующих в переговорном процессе и не знающих многих нюансов, порождают массу мифов относительно вступления Казахстана в ВТО.

Я убежден, что при правильном подходе, вступление Казахстана в ВТО будет только способствовать дальнейшему развитию агропромышленного комплекса, а бытующие в обществе утверждения о пагубности вступления в ВТО для казахстанского АПК не имеют под собой основания. В своем выступлении я попробую расставить все точки над i и рассеять некоторые из мифов, имеющих место в нашем обществе.

Итак, миф первый – с вступлением в ВТО границы Казахстана полностью откроются, сельскохозяйственные товары стран ВТО завалят наш рынок и вытеснят товары отечественного производства.

Во-первых, хочется отметить, что вступление в ВТО не предполагает полную отмену таможенных пошлин. По каждой товарной позиции уровень ввозной таможенной пошлины устанавливается после долгих переговоров с учетом мнения всех заинтересованных стран, в том числе мнения вступающей стороны, то есть Казахстана. А казахстанская позиция заключается в том, чтобы обеспечить достаточный уровень защиты отечественных производителей, и для этого переговорная команда готовит и представляет все необходимые обоснования и расчеты.

Что касается отмены запретов на ввоз сельхозтоваров, то целесообразности их введения в настоящее время у нас нет. Поэтому это никак не отразится на казахстанском рынке.

Во-вторых, как мы знаем, Российская Федерация уже вступила в ВТО с довольно высоким уровнем защиты рынка и Единый таможенный тариф приведен в соответствие с обязательствами Российской Федерации. Так, если до вступления в ВТО среднеарифметическая ставка Единого таможенного тарифа Таможенного союза составляла 18,6%, то теперь, в соответствии с обязательствами России, она равна 18,3%. При этом мы находимся с Российской Федерациейв Таможенном союзе, что предполагает единые ввозные таможенные пошлины. Это означает, что при вступлении Казахстана в ВТО ввозные таможенные пошлины будут примерно на сегодняшнем уровне. То есть, по сути мы уже сейчас живем в условиях ВТО, А если верить противникам этой организации, то наш рынок должен быть завален товарами ее стран-членов. Однако как мы с Вами видим, массового наплыва сельхозтоваров со стран-членов ВТО на рынке Казахстана  не наблюдается. Наоборот, в соответствии с данными таможенной статистики товарооборот Казахстана по сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки вырос на 20%, при этом данный рост обусловлен, в большей степени, ростом экспорта, то есть темпы роста экспорта опережают темпы роста импорта.

Миф второй – с вступлением Казахстана в ВТО прекратится субсидирование сельского хозяйства, что приведет к снижению конкурентоспособности и краху отечественного агропромышленного комплекса.

Здесь также следует отметить, что вступление в ВТО не предполагает полную отмену государственной поддержки сельскому хозяйству.

Во-первых, применение мер «зеленой корзины» не ограничивается, и обязательства по снижению на них не распространяются. Это финансирование научных исследований, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур и болезнями животных, повышение квалификации субъектов сельского хозяйства, услуги по подготовке кадров, консультативные услуги, услуги по маркетингу, услуги по инфраструктуре и многое другое. Это уже большая поддержка.

Во-вторых, разрешается применение мер «желтой корзины» в объемах, определенных в процессе переговоров по вступлению в ВТО.  «Желтая корзина» включает в себя все меры господдержки, имеющие влияние на конкурентную среду, т.е. прямым или косвенным образом влияющие на себестоимость или рыночную цену производимой продукции.

В настоящее время в переговорах по вступлению Казахстана в ВТО по вопросам господдержки сельского хозяйства казахстанской стороной представлены все обоснования и расчеты для получения максимально возможного объема господдержки сельского хозяйства для развивающихся стран.

В-третьих, с целью защиты больших объемов государственной поддержки Правительством Казахстана утверждена отраслевая программа по развитию АПК в РК на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020», которая предусматривает новые механизмы господдержки и выделение колоссальных объемов бюджетных средств (более чем в 3,5 раза, чем выделяется сейчас). Это обеспечит отечественных производителей необходимой государственной поддержкой в конкурентной борьбе в рамках предстоящего вступления в ВТО.

Таким образом, хочется сказать, что определенные проблемные вопросы по вступлению Казахстана в ВТО есть, но все они решаемые. И Министерством сельского хозяйства принимаются все меры для решения указанных проблем, обеспечения достаточной защиты рынка и максимальной поддержки отечественным товаропроизводителям.

Вместе с тем вопрос  «как и на каких условиях мы вступим в ВТО?» не в последнюю очередь зависит от понимания и поддержки стран-членов ВТО, участвующих в переговорном процессе.

Со своей стороны заверяю, что Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан будут приняты все меры по выполнению обязательств, которые будут приняты Казахстаном при вступлении в ВТО.

Спасибо за внимание.

Комментарии закрыты.

Система Orphus