Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Пресса об АПК Стимулы для качественного роста

Стимулы для качественного роста

Министерство сельского хозяйства подготовило пакет изменений в Налоговый кодекс РК, касающихся субъектов АПК. Реформирование налоговой системы в аграрной сфере в первую очередь призвано решить вопросы неэффективного использования сельскохозяйственных земель, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а в целом создать благоприятные условия для развития отрасли.

24 Сегодня в Казахстане более 18 тыс. земельных участков общей площадью 6,8 млн. га (в т. ч. 1,9 млн. га пашни) находятся фактически в заброшенном состоянии. Во многом этому способствует незначительный размер земельного налога, который не стимулирует землевладельцев рационально использовать угодья. Чтобы кардинально изменить ситуацию, предлагается увеличить земельный налог в 5 раз. Владельцев сельскохозяйственных земель, которые не используют участки по назначению, ожидают экономические санкции со стороны местных исполнительных органов. Последние наделяются правом повышать ставки по неиспользуемым землям в 10 раз. При этом рост выплат не затронет хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе единого земельного налога. Существенным является то, что специальный налоговый режим сохранится только для тех юридических лиц, которые занимаются переработкой, производством и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции, а также на неплательщиков НДС.

Среди нововведений необходимо отметить установление ограничений на максимальный размер земельного участка для крестьянских и фермерских хозяйств, в зависимости от региона. В частности, для Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей лимит земельной площади составит 3 500 га. В Атырауской и Мангыстауской – 1 500 га. В Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях будет действовать планка в 500 га, а в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак-Дала, пески возле озера Балхаш), величина участка не должна превышать 1 500 га. Если общий размер земельного участка сельхозтоваропроизводителя превысит установленный размер, то он уже не сможет рассчитывать на применение специального налогового режима.

С 2015 года планируется отменить 70-процентную льготу по земельному налогу, это означает, что оплату за пользование участком владельцы сельхозугодий будут осуществлять в общеустановленном порядке. При этом общая налоговая нагрузка на добросовестных сельхозтоваропроизводителей не возрастет, поскольку по инициативе Министерства сельского хозяйства предполагается восстановить ряд преференций. Так, для крестьянских, фермерских хозяйств и юридических лиц налогооблагаемый доход уменьшится на сумму фонда оплаты труда, ставка социального налога с действующих 11% снизится до 6,5%. К тому же при уплате НДС им будет предоставляться 70-процентная скидка. Помимо этого, сельхозпредприя­тия освобождаются от налогов на имущество и транспорт.

В отношении перерабатывающих и заготовительных организаций государство принимает беспрецедентные меры поддержки. Сегодня они платят НДС со всего оборота, так как приобретают сырье у крестьянских и фермерских хозяйств, которые не являются плательщиками НДС. В конечном счете это приводит к удорожанию продукции переработчиков и, соответственно, снижает их конкурентоспособность. Заготовительные организации будут, как и ранее, исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Однако сумма НДС, уплаченная в бюджет, будет возвращена предприятию-заготовителю в виде субсидий при условии, что не менее 90% совокупного годового дохода такой организации составят доходы, полученные от реализации сельхозпродукции. В свою очередь, прибыль личных подсобных хозяйств освобождается от индивидуального подоходного налога в случае реализации определенной сельхозпродукции перерабатывающим или заготовительным организациям.

Изменения в Налоговый кодекс предусматривают расширение действия 70% льготы по НДС. Доля импорта кондитерских изделий в нашей стране составляет 52%, это почти 73 млрд. тенге. Между тем такие важные направления, как переработка шкур и шерсти сельскохозяйственных животных, переработка хлопка, рыбы, а также производство кондитерских и макаронных изделий не подпадают под действие статьи 267 Налогового кодекса. Поскольку основными поставщиками перерабатывающих предприятий являются неплательщики НДС, то сейчас товаропроизводители автоматически лишаются зачетной стороны по НДС, и налог из косвенного превращается в налог с оборота. Со следующего года по всем этим позициям будет действовать льготная ставка. Такая мера позволит уменьшить себестоимость готовой продукции и за счет снижения цен увеличить объемы реализации отечественных компаний.

В рамках совершенствования фискальной политики в сфере АПК министерство также предлагает дополнить перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета. Перечень товаров и порядок его формирования определяется Правительством. Сюда включаются товары, производство которых отсутствует на территории РК или не покрывает внутренние потребности. В настоящий момент в этот перечень включены необходимые для отраслей АПК оборудование, сельхозтехника, пестициды, племенные животные всех видов и т. д. С учетом потребностей АПК и в рамках реализации новой программы «Агробизнес-2020» список будет дополнен наименованиями товарных животных всех видов, саженцами плодово-ягодных культур и винограда, а также товарами для птицеводства, кормопроизводства и переработки мяса.

В настоящий момент ряд предприятий, имеющих юридический статус, не вправе применять льготный налоговый режим. Поэтому нередки случаи, когда для получения преференций или ухода от налогов в АПК создаются непрозрачные либо ненадежные структуры. Для разрешения ситуации планируется исключить запрет на применение специального налогового режима аффилированными лицами, предусмотренный статьей 448 Налогового кодекса. К тому же, во-первых, отмена запрета будет стимулировать сельхозпредприятия работать в составе холдингов и, соответственно, привлекать инвестиции в аграрный сектор. А во-вторых, поможет решить проблемы с консолидацией активов и результатов хозяйственной деятельности, составлением финансовой отчетности для инвесторов.

Еще один немаловажный вопрос касается необходимости уплаты НДС при оказании нелицензируемых видов услуг в области ветеринарии и при импорте ветпрепаратов. С этой проблемой столкнулись ветеринарные предприятия после внесения изменений в Налоговый кодекс в 2012 году. В этом отношении Минсельхоз совместно с заинтересованными госорганами ведет активную деятельность по внесению требуемых изменений в законодательство. В частности, нами предлагается освободить от уплаты НДС-оборотов по реализации услуг, оказываемых в области ветеринарии физическими или юридическими лицами, имеющими право на осуществление этой деятельности, и государственными ветеринарными организациями. Также включается прямая норма по освобождению от НДС импорта ветпрепаратов.

Все эти изменения одобрены на заседаниях рабочих групп и на заседаниях Совета по экономической политике и Государственной комиссии по модернизации экономики. Планируется, что нововведения начнут действовать с января 2015 года. Реформирование налоговой системы создаст новые стимулы для качественного роста сельхозпредприятий и в целом повысит экономическую эффективность АПК.

Асылжан МАМЫТБЕКОВ,
министр сельского хозяйства РК

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus