Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Мемлекеттік бағдарламасының ТҰЖЫРЫМДАМАСЫ Доклад Доклад Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства А.И. Мырзахметова на Правительственном часе в Парламенте РК на тему «О новых направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективах повышения конкурентоспособности отечественного агробизнеса»

Доклад Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства А.И. Мырзахметова на Правительственном часе в Парламенте РК на тему «О новых направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективах повышения конкурентоспособности отечественного агробизнеса»

Уважаемый Владимир Карпович!
Уважаемые депутаты!

(Титульный слайд) Агропромышленный комплекс имеет большое значение, как для экономического, так и социального развития страны.
В связи с чем, для повышения его эффективности улучшается политика регулирования развития агропромышленного комплекса.
Во исполнение поручения Главы государства Министерством разрабатывается новая Государственная программа развития АПК на 2017-2021 годы.
(Слайд 1) ОСНОВНЫЕ СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АПК
Проведенный Министерством анализ выявил основные сдерживающие факторы развития отрасли:

  • Низкое использование ресурса личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских и фермерских хозяйств.

Не решены вопросы заготовки и сбыта производимой ими продукции, а они производят 70-90% молока, мяса, картофеля, плодов и овощей.

  • Низкая доля переработки продукции.

В настоящее время перерабатывается менее 30% мяса, молока, плодов и овощей. При этом все перерабатывающие заводы (403 ед.) загружены на 20-60%.

  • Избыток производства пшеницы – ежегодный переходящий остаток 2-3 млн. т.

А недостаток производства комбикормов (1,3 млн. т), ячменя, кукурузы, кормовых и масличных культур (2,7 млн. т), в свою очередь, сдерживает развитие животноводства;
(Слайд 2) ОСНОВНЫЕ СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АПК (продолжение)

  • Низкий уровень экспорта при высокой доли импорта.

Так экспортируется менее 5% мяса, живого скота, зернобобовых, объемы производства которых превышают внутренние потребности.
Также существует высокая доля импорта (от 40 до 90%) продукции, которую можно производить в стране: сахара, овощных консервов, мясных и молпродуктов, растительного масла, мяса птицы.

  • Слабая агронаука и отсутствие системы трансферта агротехнологий.
  • Низкая доступность господдержки.

Например, 50% прямого кредитования КазАгро приходится на 1% заемщиков, а поддержку в виде субсидий получают только 30% СХТП.
Все вышеуказанные проблемы привели к отрицательному сальдо внешней торговли – 1,3 млрд. долларов США в 2015 году (экспорт – 2,1 млрд. долларов США, импорт – 3,4 млрд. долларов США).
(Слайд 3). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
 На основе выявленных проблем, целью Программы определено – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК.
На реализацию цели направлено восемь (8) задач, приведенных на слайде:

  • Сельхозкооперация для более 500 тысяч ЛПХ и мелких К(Ф)Х;
  • Совершенствование государственного регулирования АПК;
  • Формирование эффективной системы трансферта агротехнологий;
  • Целенаправленная экспортная политика, продвижение бренда органической продукции;
  • Эффективность и доступность господдержки с максимальным охватом СХТП;
  • Повышение эффективности животноводства на 40%;
  • Повышение эффективности растениеводства на 30%;
  • Увеличение доли переработки и загрузки предприятий в 1,3 раза.

(Слайд 4). СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИЯ ДЛЯ СБЫТА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ
На слайде представлена схема создания кооператива.
Всего за 5 лет планируется вовлечь более 500 тысяч ЛПХ и мелких КФХ в сельхозкооперацию. Кооперативы будут создаваться по следующим основным направлениям – сбор молока, мяса, плодов и овощей. Особенностью станет то, что расчет будет производиться напрямую с производителем-членом кооператива, а субсидии будет получать кооператив. Кооперативами также будут оказываться услуги по ветеринарии, осеменению, кормозаготовке, агрохимии, логистике и т.д.
Вышеуказанные меры позволят повысить загруженность предприятий по переработке на 30%, снизить торговую наценку между производителем и конечным потребителем на 15-20%, а также дополнительно привлечь в село около 300 млрд. тенге выручки за сельхозпродукцию.
(Слайд 5). ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
 В целях поддержки отечественных СХТП при продвижении продукции на внешние рынки планируется создание Экспортного центра АПК (далее – Центр) на базе АО «Продкорпорация» с одновременным слиянием с АО «КазАгроГарант» и тесным взаимодействием с AO «KAZNEX».
Функциями создаваемого Центра будут:

  • Форвардный закуп у СХТП и создание экспортных каналов для востребованной на внешнем рынке сельхозпродукции (говядина, баранина, свинина, зернобобовые, масличные и плодоовощные культуры).
  • Анализ внешних рынков и составление дорожных карт для перспективных стран сбыта (Россия, Китай, Индия, страны центральной Азии и Ближнего Востока).
  • Поиск экспортных ниш для СХТП.
  • Торговое финансирование и страхование экспортных контрактов СХТП.
  • Продвижение зонтичных брендов, включая «КZ ORGANIC FOOD».

(Слайд 6). КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА АО «НУХ «КАЗАГРО»
Кредитная политика АО «НУХ «КазАгро» будет скорректирована с учетом целей и задач стоящих перед министерством. В этой связи будут пересмотрены подходы в кредитовании по линии АО «НУХ «КазАгро».
Так, планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес.
Установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». Например, со следующего года, кредит на ВПР для конечного потребителя будет снижен до 3% годовых (взамен 7,4% в 2016 году).
В целях прозрачности принятия решения и оптимизации порядка выдачи кредитов будет продолжена работа по автоматизации процессов кредитования по линии Холдинга.
(Слайд 7) СУБСИДИРОВАНИЕ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ
Государственная поддержка животноводства осуществляется по 34 направлениям субсидирования. В рамках Госпрограммы предусматривается совершенствование программ субсидирования отрасли.

  • Исключается 4 направления

1) импорт племенного КРС мясного направления;
2) содержание племенных быков молочных пород в общественных стадах;
3) реализация бычков на крупные откорм площадки;
4) удешевление грубых и сочных кормов).

  • Увеличение нормативов субсидий по семи (7) направлениям;
  • Снижение порогов и пересмотр критериев по 8 направлениям;
  • Включение шести (6) новых направлений субсидирования, в том числе четырех (4) региональных направлений;
  • Передача в МИО пяти (5) направлений;
  • Остается без изменений десять (10) направлений.

(Слайд 8). СУБСИДИРОВАНИЕ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ Для повышения эффективности субсидирования в растениеводстве предусматривается переход от гектарного субсидирования к субсидированию конечной продукции и кредитованию весенне-полевых работ приоритетных культур.
Причины отказа от гектарной субсидии:
1) Недостаточные темпы диверсификации
Высокой остается доля пшеницы в структуре посевов (57% при рекомендуемых наукой 45%), что влияет на уровень цены реализации, в связи с высоким объемом производства.
Справочно:
За последние 5 лет (2011-2015 годы) среднегодовой переходящий остаток зерна составил 5,5 млн. тонн, в том числе пшеницы 5,0 млн. тонн. Т.е. огромный объем продукции остается невостребованным, в связи с чем возникает вопрос эффективности использования имеющихся сельхозугодий.

  • Низкая загруженность комбикормовых маслоперерабатывающих заводов.

Загруженность маслоперерабатывающих заводов составляет 550 тыс. тонн или 45%, а комбикормовых заводов 1,2 млн. тонн или 42% соответственно.

  • Высокая доля импорта: растительного масла составляет 160 тыс. тонн или 40%, сахара 432 тыс. тонн или 97%.

В целях решения названных проблем и обеспечения отрасли животноводства сбалансированными кормами, и как следствие обеспечения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт назрела необходимость стимулирования производства конкретного перечня культур.
Предполагается использовать потенциал АО «НК «Продкорпорация» как оператора:

  • Для финансирования производства конкретного перечня культур путем кредитования весенне-полевых работ;
  • По закупу продукции с последующей реализацией комбикормовым заводам (ячмень, кукуруза), либо на переработку перерабатывающим заводам (масличные и кукуруза).

С учетом указанных факторов предлагается исключить действующий порядок погектарного субсидирования 6 видов сельхозкультур (пшеница, ячмень, овес, кукуруза на зерно) …
(Слайд 9). В последнее время в обновлении сельхозтехники и оборудования сложился диспаритет в сторону покупок дорогой импортной техники крупными агрохолдингами. Это стало причиной замедления процессов обновления машинотракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК.
Предложенные варианты пропорций закупа сельхозтехники производства дальнего зарубежья и стран СНГ наглядно иллюстрируют возможности увеличения темпов обновления за одни и те же деньги.
Этому будет способствовать ориентация норматива инвестсубсидий на приобретение дешевой техники производства СНГ. При этом, будут заключены соглашения между Министерством и крупными машиностроительными компаниями СНГ об организации производства сельхозтехники в Казахстане с высоким уровнем локализации (до 55%).
(Слайд 10). Повышение эффективности животноводства на 40%.
Ранее в республике не проводилась целенаправленная работа по кормопроизводству с учетом соблюдения установленных рационов кормления животных. Для повышения эффективности животноводства будет:

  • разработан страновой кормовой баланс;
  • увеличено производство комбикормов (на 1,3 млн. тонн) и дозагружены комбикормовые заводы с 48% до 80% (форвардный закуп (Продкорпорация), субсидирование закупа составляющих (ячмень, кукуруза).

Также планируется расширение площадей обводненных пастбищ (с 47 до 65 млн. га) путем продолжения программы субсидирования (80% от вложений) обустройства колодцев (3,5 тыс. на общую сумму субсидий 22,3 млрд. тенге за 5 лет).
Увеличение поголовья племенных животных планируется путем продолжения селекционно-племенной работы, а также совершенствования механизмов субсидирования с привязкой к конечному результату (переход от субсидирования маточного поголовья к полученному приплоду).
Благодаря предлагаемым мерам будет:

  • увеличен экспорт:
  • говядины с 6,5 до 70 тыс. т.
  • баранины с 100 до 10 000 т.
  • свинины с 2 до 10 тыс. т.
  • увеличена переработка:
  • молока с 1,2 до 1,8 млн. т
  • мяса птицы с 146 до 220 тыс. т
  • говядины с  416 до 500 тыс. т
  • баранины с 144 до 180 тыс. т
  • свинины с 1,2 до 1,8 млн. т
  • снижен импорт:
  • мяса птицы с 161 до 80 тыс. т.
  • мясных изделий с 38 до 13 тыс. т.
  • молпродукты с 29 до 20  тыс. т.

(Слайд 11). Повышение эффективности растениеводства на 30%.
Будет продолжена диверсификация посевных площадей. Площади пшеницы будут сокращены на 2,3 млн. га (с 12,4 млн. га в 2016 году до 10,1 млн. га в 2021 году). Высвобожденные площади будут замещены посевами ячменя, овса, кукурузы на зерно, масличных и др. культур. Нами подготовлены необходимые расчеты по площадям в разрезе культур и регионов.
Особое внимание будет также уделено стимулированию внесения минудобрений в 1,5 раза (с 11 до 16%) и увеличению доли площадей посевов качественных сортовых семян в 2 раза (с 3 до 6%).
Увеличение использования качественных сортовых семян будет осуществляться за счет совершенствования механизма субсидирования (переход от субсидирования семян не ниже первой репродукции в соответствии с нормами приобретения семян на субсидирование оригинальных и элитных семян).
В результате мы планируем к 2021 году увеличить производство:

  • сахарной свеклы на 1 074 тыс. т.            
  • овса на 236 тыс. т.
  • масла растительного на 481 тыс. т.         
  • кукурузы на 257 тыс. т.
  • ячменя на 1,2 млн. т.             
  • сахара на 107 тыс. т.
  • масличных  на 1 млн. т.

А также сократить импорт:

  • масла растительного с 160 до 80  тыс. т.
  • плодоовощной продукции с  99 до 62 тыс. т.
  • сахара с 185 до 75 тыс. т.

(Слайд 12). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

  • Рациональное использование земельных ресурсов

В рамках данной задачи будет приняты меры, выработанные по итогам Земельной Комиссии, в том числе определение новой кадастровой стоимости земель и формирование реальной базы данных.

  • Вовлечение в оборот орошаемых земель

В рамках данной задачи планируется:

  • введение в оборот 610 тыс. га земель регулярного орошения;
  • введение в оборот 368 тыс. га земель лиманного орошения;
  • реконструкция 13 тыс. га коллекторно-дренажной сети;
  • реконструкция 42 аварийных и строительство 22 новых водохранилищ.

(Слайд 13). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ АПК (продолжение)

  • По ветеринарии планируется:
  • усиление ответственности владельцев скота за не проведение ветмероприятий;
  • внедрение оценки эффективности деятельности ветеринарных подразделений местных исполнительных органов;
  • введение прямой подчиненности отделов ветеринарии районов управлениям ветеринарии области;
  • определение требований к ветеринарным организациям, созданным местными исполнительными органами;
  • установление подотчетности ветврачей СХТП перед райотделами ветеринарии местных исполнительных органов.
  • По фитосанитарии планируется закрепление обязанности СХТП по проведению химических обработок против особо опасных, вредных и карантинных организмов.
  • По пищевой безопасности будет проведена актуализация, разработка и унификация нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области техрегулирования безопасности пищевой продукции.

(Слайд 14). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

  • В рамках продвижения казахстанского бренда органической продукции будут:
  • разработаны стандарты производства, оборота и сертификации органической   продукции  в  соответствии  с  международными нормами
  • созданы лаборатории сертификации органической продукции по  международным нормам
  • интеграция науки, образования и производства:
  • будут созданы два агроцентра на базе КазАТУ им. Сейфуллина и КазНАУ;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки будут проводиться по заказам производителей;
  • осуществлен трансферт передовых апробированных технологий;
  • улучшена система передача знаний производителям.
  • для реализации поставленных в Госпрограмме задач будут:
  • разработан Закон «О личных подсобных хозяйствах»;
  • внесены изменены и дополнения в Земельный, Налоговый, Экологический и Предпринимательский кодексы
  • Земельный кодекс Республики Казахстан (в части контроля за рациональным использованием земель сельхозназначения);
  • Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (в части стимулирования СХТП путем предоставления налоговых льгот);
  • Экологический Кодекс Республики Казахстан (в части исключения отходов животноводства из перечня экологических выбросов);
  • Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан (в части корреляции мер господдержки субъектов АПК)
  • и отраслевые Законы.

(Слайд 15). Финансовое обеспечение
Бюджет Программы за 2017-2021 годы составляет 1,8 трлн. тенге и соответствует утвержденному государственному бюджету на 2017-2019 годы.
(Слайд 16). Оценка эффективности программы
Реализация государственной программы обеспечит:

    • увеличение в 1,3 раза валового выпуска сельхозпродукции с 3,3 до 4,3 трлн. тенге;
    • рост на 50% производительности труда с 1,2 млн. до 1,9 млн. тенге;
    • рост на 17% экспорта с 2,1 до 2,5 млрд. долл. США сокращение на 17% импорта с 3,4 до 2,8 млрд. долл. США;
    • расширение на 40% площади орошаемых земель с 1,4 до 2 млн га;
    • расширение в 7 раз охвата СХТП мерами господдержки с 67 до 500 тыс. СХТП;
    • вовлечение более 500 тысяч ЛПХ, мелких К(Ф)Х в систему сбыта продукции через кооперативы;
    • увеличение доли переработки сельхозпродукции и загрузки предприятий по переработке в 1,3 раза;
    • рост более чем в 3 раза объемов частных инвестиций в отрасль с 134 млрд. тенге до 427 млрд. тенге.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus