Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад на заседание Правительства РК на тему «О вопросах разработки проекта Государственной программы развития агропромышленного комплекса»

Доклад на заседание Правительства РК на тему «О вопросах разработки проекта Государственной программы развития агропромышленного комплекса»

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемые члены Правительства!

(Титульный слайд) Во исполнение поручения Главы государства Министерством разрабатывается новая Государственная программа развития АПК на 2017-2021 годы.
(Слайд 1) ОСНОВНЫЕ СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АПК
Проведенный Министерством анализ выявил основные сдерживающие факторы развития отрасли:

  • Низкое использование ресурса личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских и фермерских хозяйств.

Не решены вопросы заготовки и сбыта производимой ими продукции, а они производят 70-90% молока, мяса, картофеля, плодов и овощей.

  • Низкая доля переработки продукции.

В настоящее время перерабатывается менее 30% мяса, молока, плодов и овощей. При этом все перерабатывающие заводы (403 ед.) загружены на 20-60%.

  • Избыток производства пшеницы – ежегодный переходящий остаток 2-3 млн. т.

А недостаток производства комбикормов (1,3 млн. т), ячменя, кукурузы, кормовых и масличных культур (2,7 млн. т), в свою очередь, сдерживает развитие животноводства;

  • Низкий уровень экспорта при высокой доли импорта.

Так экспортируется менее 5% мяса, живого скота, зернобобовых, объемы производства которых превышают внутренние потребности.
Также существует высокая доля импорта (от 40 до 90%) продукции, которую можно производить в стране: сахара, овощных консервов, мясных и молпродуктов, растительного масла, мяса птицы.

  • Слабая агронаука и отсутствие системы трансферта агротехнологий.
  • Низкая доступность господдержки.

Например, 50% прямого кредитования КазАгро приходится на 1% заемщиков, а поддержку в виде субсидий получают только 30% СХТП.
Все вышеуказанные проблемы привели к отрицательному сальдо внешней торговли – 1,3 млрд. долларов США в 2015 году (экспорт – 2,1 млрд. долларов США, импорт – 3,4 млрд. долларов США).

 

(Слайд 2). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
На основе выявленных проблем, целью Программы определено – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК.
На реализацию цели направлено восемь (8) задач, приведенных на слайде:

  • Сельхозкооперация для более 500 тысяч ЛПХ и мелких К(Ф)Х;
  • Совершенствование государственного регулирования АПК;
  • Формирование эффективной системы трансферта агротехнологий;
  • Целенаправленная экспортная политика, продвижение бренда органической продукции;
  • Эффективность и доступность господдержки с максимальным охватом СХТП;
  • Повышение эффективности животноводства на 40%;
  • Повышение эффективности растениеводства на 30%;
  • Увеличение доли переработки и загрузки предприятий в 1,3 раза.

(Слайд 3). СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИЯ ДЛЯ СБЫТА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ
На слайде представлена схема создания кооператива.
Всего за 5 лет планируется вовлечь более 500 тысяч ЛПХ и мелких КФХ в сельхозкооперацию. Кооперативы будут создаваться по следующим основным направлениям – сбор молока, мяса, плодов и овощей. Особенностью станет то, что расчет будет производиться напрямую с производителем-членом кооператива, а субсидии будет получать кооператив. Кооперативами также будут оказываться услуги по ветеринарии, осеменению, кормозаготовке, агрохимии, логистике и т.д.
Вышеуказанные меры позволят повысить загруженность предприятий по переработке на 30%, снизить торговую наценку между производителем и конечным потребителем на 15-20%, а также дополнительно привлечь в село около 300 млрд. тенге выручки за сельхозпродукцию.
(Слайд 4). ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
В целях поддержки отечественных СХТП при продвижении продукции на внешние рынки планируется создание Экспортного центра АПК (далее – Центр) на базе АО «Продкорпорация» с одновременным слиянием с АО «КазАгроГарант» и тесным взаимодействием с AO «KAZNEX».
Функциями создаваемого Центра будут:

  • Форвардный закуп у СХТП и создание экспортных каналов для востребованной на внешнем рынке сельхозпродукции (говядина, баранина, свинина, зернобобовые, масличные и плодоовощные культуры).
  • Анализ внешних рынков и составление дорожных карт для перспективных стран сбыта (Россия, Китай, Индия, страны центральной Азии и Ближнего Востока).
  • Торговое финансирование и страхование экспортных контрактов СХТП.
  • Продвижение зонтичных брендов, включая «КZ ORGANIC FOOD».

 

(Слайд 5). ИЗМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ СУБСИДИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ «КАЗАГРО»
В настоящее время государственную поддержку сельского хозяйства в виде субсидирования получают 67 тыс. получателей. При этом 1 тенге субсидий приходится 7 тенге произведенной сельскохозяйственной продукции.
Субсидирование осуществляется по 56 видам.
В рамках работы по совершенствованию системы субсидирования будут исключены 6 видов неэффективных субсидий и изменены критерии 34 видов субсидий.
В 2021 году количество получателей субсидий будет доведено до 500 тысяч. При этом увеличится до 13 тенге объем произведенной сельскохозяйственной продукции на 1 тенге субсидий.
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА АО «НУХ «КАЗАГРО» будет скорректирована с учетом целей и задач стоящих перед министерством. В этой связи будут пересмотрены подходы в кредитовании по линии АО «НУХ «КазАгро».
Так, планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес.
Установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». Например, со следующего года, кредит на ВПР для конечного потребителя будет снижен до 3% годовых (взамен 7,4% в 2016 году).
В целях прозрачности принятия решения и оптимизации порядка выдачи кредитов будет продолжена работа по автоматизации процессов кредитования по линии Холдинга.
ТЕХНИКА
В последнее время в обновлении сельхозтехники и оборудования сложился диспаритет в сторону покупок дорогой импортной техники крупными агрохолдингами. Это стало причиной замедления процессов обновления машинотракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК.
Предложенные варианты пропорций закупа сельхозтехники производства дальнего зарубежья и стран СНГ наглядно иллюстрируют возможности увеличения темпов обновления за одни и те же деньги.
Этому будет способствовать ориентация норматива инвестсубсидий на приобретение дешевой техники производства СНГ. При этом, будут заключены соглашения между Министерством и крупными машиностроительными компаниями СНГ об организации производства сельхозтехники в Казахстане с высоким уровнем локализации (до 55%).

 

(Слайд 6). ИЗМЕНЕНИЕ СУБСИДИРОВАНИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА, 2017 ГОД
Министерством проведена полная ревизия направлений субсидирования с целью оценки их эффективности. Для обеспечения доступности субсидий для малых форм производства, включая кооперативы, предусматривается дифференцировать нормативы субсидий на производство говядины и баранины.
По производству говядины: будет обеспечен переход от субсидирования произведенного килограмма говядины на субсидирование фактической откормленной и реализованной на переработку головы бычков. Данный подход позволит увеличить объем охваченной субсидированием говядины в 7 раз, количество участников в субсидировании в 3 раза. Это позволит нам также сэкономить выделенные средства и перенаправить их на более приоритетные сектора.
В овцеводстве будет обеспечен переход от  субсидирования производства баранины к субсидированию реализованных на убой молодняка (ягнятины). При тех же объемах выделенных средств, доля охвата субсидированием объема производства ягнятины увеличится более чем в 10 раз, получателей субсидий в 1,3 раза.
 (Слайд 7). СУБСИДИРОВАНИЕ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
В целях обеспечения отрасли животноводства сбалансированными кормами, и загрузки перерабатывающих мощностей назрела необходимость стимулирования производства конкретного перечня культур.
Для этого предлагается исключить действующий порядок погектарного субсидирования для зерновых с переходом на кредитование весенне-полевых работ.
По кормовым культурам — оставить субсидирование на 1 гектар.
По масличным культурам и сахарной свекле — субсидирование за тонну сданной продукции и кредитование ВПР.
Хлопчатнику и рису субсидировать по следующей схеме: 50% норматива за 1 гектар и 50% за тонну сданной продукции.
По овощебахчевым культурам открытого грунта поддержка будет оказываться путем выплаты базовых субсидий (удобрения, пестициды, семена).
В 2017 году общая сумма финансирования растениеводства составит 130,8 млрд. тенге из них: субсидии – 71,8 млрд. тенге, кредиты на ВПР — 60 млрд. тенге.
Ожидаемый эффект до 2021 года: сокращение площади пшеницы на 2,3 млн. га, увеличение площадей ячменя, овса и кукурузы на зерно до 3,4 млн. га, масличных до 3,0 млн. га, кормовых до 5,7 млн га.
По минеральным удобрениям и пестицидам предлагается изменить критерии механизма субсидирования, то есть перейти от установления норм субсидий в процентном выражении к абсолютному нормативу в тенге вне зависимости от страны происхождения. Кроме того, будут субсидироваться не только гербициды, но и инсектициды, фунгициды, дефолианты и другие виды пестицидов.
Это позволит снизить риски необоснованного повышения цен, стимулировать приобретение и расширить ассортимент применяемых удобрений и пестицидов.
Высвободившиеся финансовые средства будут направлены на субсидирование развития семеноводства с увеличение в 2 раза (с 4,2 млрд тенге до 8,5 млрд. тенге).
 Будут субсидироваться оригинальные и элитные семена и семена первой репродукции для приоритетных культур (ячмень, овес, рис, хлопчатник, однолетние и многолетние травы) .
Это будет стимулировать использование качественных семян высоких репродукций и способствовать развитию системы семеноводства от оригинаторов до семеноводческих хозяйств.
(Слайд 8). ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА И РАСТЕНИЕОВДСТВА.
Повышение эффективности животноводства на 40%.
Ранее в республике не проводилась целенаправленная работа по кормопроизводству с учетом соблюдения установленных рационов кормления животных. Для повышения эффективности животноводства будет:

  • разработан страновой кормовой баланс;
  • увеличено производство комбикормов (на 1,3 млн. тонн) и дозагружены комбикормовые заводы с 48% до 80% (форвардный закуп (Продкорпорация), субсидирование закупа составляющих (ячмень, кукуруза).

Также планируется расширение площадей обводненных пастбищ (с 47 до 65 млн. га) путем продолжения программы субсидирования (80% от вложений) обустройства колодцев (3,5 тыс. на общую сумму субсидий 22,3 млрд. тенге за 5 лет).
Увеличение поголовья племенных животных планируется путем продолжения селекционно-племенной работы, а также совершенствования механизмов субсидирования с привязкой к конечному результату (переход от субсидирования маточного поголовья к полученному приплоду).
Благодаря предлагаемым мерам будет:

  • увеличен экспорт:
  • говядины с 6,5 до 70 тыс. т.
  • баранины с 100 до 10 000 т.
  • свинины с 2 до 10 тыс. т.
  • увеличена переработка:
  • молока с 1,2 до 1,8 млн. т
  • мяса птицы с 146 до 220 тыс. т
  • говядины с  416 до 500 тыс. т
  • баранины с 144 до 180 тыс. т
  • свинины с 1,2 до 1,8 млн. т
  • снижен импорт:
  • мяса птицы с 161 до 80 тыс. т.
  • мясных изделий с 38 до 13 тыс. т.
  • молпродукты с 29 до 20  тыс. т.

Повышение эффективности растениеводства на 30%.
Будет продолжена диверсификация посевных площадей. Площади пшеницы будут сокращены на 2,3 млн. га (с 12,4 млн. га в 2016 году до 10,1 млн. га в 2021 году). Высвобожденные площади будут замещены посевами ячменя, овса, кукурузы на зерно, масличных и др. культур. Нами подготовлены необходимые расчеты по площадям в разрезе культур и регионов.
Особое внимание будет также уделено стимулированию внесения минудобрений в 1,5 раза (с 11 до 16%) и увеличению доли площадей посевов качественных сортовых семян в 2 раза (с 3 до 6%).
Увеличение использования качественных сортовых семян будет осуществляться за счет совершенствования механизма субсидирования (переход от субсидирования семян не ниже первой репродукции в соответствии с нормами приобретения семян на субсидирование оригинальных и элитных семян).
В результате мы планируем к 2021 году увеличить производство:

  • сахарной свеклы на 1 074 тыс. т.            
  • овса на 236 тыс. т.
  • масла растительного на 481 тыс. т.
  • кукурузы на 257 тыс. т.
  • ячменя на 1,2 млн. т.             
  • сахара на 107 тыс. т.
  • масличных на 1 млн. т.

А также сократить импорт:

  • масла растительного с 160 до 80  тыс. т.
  • плодоовощной продукции с  99 до 62 тыс. т.
  • сахара с 185 до 75 тыс. т.

(Слайд 9). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

  • в рамках Земельных отношений планируется:
  • формирование достоверной базы данных сельхозземель и определение их новой кадастровой стоимости;
  • введение в оборот более 600 тыс. га орошаемых земель.
  • по органической продукции будут:
  • разработаны стандарты производства, оборота и сертификации органической   продукции  в  соответствии  с  международными нормами
  • созданы лаборатории сертификации органической продукции по  международным нормам
  • в рамках интеграции науки, образования и производства планируется:
  • создание 2-х агроцентров на базе КАЗАТУ и КАЗНАУ
  • трансферт мировых апробированных технологий
  • по ветеринарии будет усилена ответственности владельцев скота за не проведение ветмероприятий.
  • по фитосанитарии планируется закрепление обязанности СХТП по проведению химических обработок против особо опасных, вредных и карантинных организмов.
  • для реализации поставленных в Госпрограмме задач будут:
  • разработан Закон «О личных подсобных хозяйствах»;
  • внесены изменены и дополнения в Земельный, Налоговый, Экологический и Предпринимательский кодексы
  • и отраслевые Законы.

(Слайд 10). Оценка эффективности программы
Реализация государственной программы обеспечит:

  • увеличение в 1,3 раза валового выпуска сельхозпродукции с 3,3 до 4,3 трлн. тенге;
  • рост на 50% производительности труда с 1,2 млн. до 1,9 млн. тенге;
  • рост на 17% экспорта с 2,1 до 2,5 млрд. долл. США сокращение на 17% импорта с 3,4 до 2,8 млрд. долл. США;
  • расширение на 40% площади орошаемых земель с 1,4 до 2 млн га;
  • расширение в 7 раз охвата СХТП мерами господдержки с 67 до 500 тыс. СХТП;
  • вовлечение более 500 тысяч ЛПХ, мелких К(Ф)Х в систему сбыта продукции через кооперативы;
  • увеличение доли переработки сельхозпродукции и загрузки предприятий по переработке в 1,3 раза;
  • рост более чем в 3 раза объемов частных инвестиций в отрасль с 134 млрд. тенге до 427 млрд. тенге.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus