Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад на тему «Основные меры в рамках проекта Концепции Государственной программы по развитию АПК РК на 2017-2021 годы»

Доклад на тему «Основные меры в рамках проекта Концепции Государственной программы по развитию АПК РК на 2017-2021 годы»

Во исполнение поручения Главы государства, данного на расширенном заседании Правительства РК 9 сентября текущего года, Министерством сельского хозяйства разработан проект Концепции Государственной программы по развитию АПК РК на 2017-2021 годы.
Целью Программы определено – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК.
В связи с чем, государственная поддержка будет ориентирована на увеличение охвата субъектов АПК, и, в приоритетном порядке, на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также сельхозкооперации.
Слайд 1. Государственная поддержка животноводства осуществляется по 34 направлениям субсидирования. На 2017-2021 годы предусматривается совершенствование программ субсидирования отрасли.

  • исключается 4 направления

1) импорт племенного КРС мясного направления;
2) содержание племенных быков молочных пород в общественных стадах;
3) реализация бычков на крупные откорм площадки;
4) удешевление грубых и сочных кормов).

  • увеличение нормативов субсидий по 7 направлениям;
  • снижение порогов и пересмотр критериев по 8 направлениям;
  • включение 6 новых направлений субсидирования, в том числе 4 региональных направлений;
  • передача в МИО по 5 направлениям;
  • остается без изменений 10 направлений.

Слайд 2. Предусматривается увеличение нормативов субсидий по следующим направлениям:

  • ведение селекционной и племенной работы в племенном овцеводстве (с 1500 до 2000 тг на маточную голову);
  • приобретение племенного поголовья в свиноводстве (с 15 000 тг до 120 000 тг за голову зарубежной селекции);
  • приобретение племенного материала в птицеводстве (племенное яйцо и суточные цыплята);
  • производство мяса птицы (с 60 тг до 100 тг за кг).

Слайд 3. Будут пересмотрены критерии при субсидировании с целью расширения круга получателей.

  • при субсидировании селекционной и племенной работы в скотоводстве предусматривается привязать субсидии к конечному результату: в мясном на полученный приплод, в молочном на субсидирование однополого семени.
  • переход на субсидирование приобретения племенных жеребцов;
  • субсидирование кооперативов за реализованный объем молока (10 тг.), говядины (20 тыс. тг за голову) и ягнятины (1,5 тыс. тг за голову);
  • снижение порогового уровня по производству мяса птицы (с 1,5 тыс. тонн до 1,0 тыс. тонн);
  • снижение нормативов субсидирования и исключение из приоритетных направлений производства пищевого яйца (до 2 тг. за яйцо).

Слайд 4. Предлагается включить следующие новые направления субсидирования:

  • субсидирование комбикормов для сельскохозяйственных кооперативов (20 тыс. тг за тонну);
  • субсидирование комбикормов для товарного рыбоводства (от 60 до 240 тыс. тг за тонну, стоимость импортных комбикормов 800 тыс. тг).

Слайд 5. Предлагается усилить роль акиматов в реализации государственной политики в области животноводства путем предоставления возможности субсидировать через региональные программы по следующим направлениям: верблюдоводство, коневодство, пчеловодство, мараловодство, козеводство, кролиководство и птицеводства.
Справочно:
Верблюдоводство – субсидируется кг реализованного шубата (55 тг за литр) и верблюжатины (90 тг за кг)
Коневодство – субсидируется кг реализованного кумыса (60 тг за литр) и конина (98 тг за кг)
 Пчеловодство – субсидируется селекционно-племенная работа (3,0 тыс. тг. за пчелосемью);
Мараловодство – субсидируется селекционо-племенная работа (15 тыс. тг за маточную голову);
Козоводство – субсидируется кг реализованного козьего молока;
Кролиководство – субсидируется кг реализованного мяса кролика;
Водоплавающая птица — субсидируется кг реализованного мяса гусей, уток,
Птицеводство – яйцо перепелиное. 
Слайд 6. На слайде представлена схема по обеспечению дозагрузки комбикормовых предприятий (72 ед. мощностью 2,5 млн. тонн) и стимулирование покупки комбикормов для сельхозкооперативов.
Продкорпорацией будет сформирован фонд ячменя, пшеницы, масличных и кукурузы. В целях обеспечения доступности комбикормов для сельхозкооперативов предусматривается удешевление его стоимости.
Слайд 7. В рамках программы инвестсубсидирования будут предусмотрены новые паспорта для сельхозкооперативов с нормативом возмещения до 50%: приобретение молокоприемных пунктов, убойных пунктов, инкубаторных станций, клеточного оборудования для выращивания птицы, доильного оборудования, кормоцехов, приобретение рефрижераторов и молоковозов, а также пунктов по сортировки овощей.
Слайд 8. Для повышения эффективности субсидирования в растениеводстве предусматривается переход от гектарного субсидирования к субсидированию конечной продукции и кредитованию весенне-полевых работ приоритетных культур.
Причины отказа от гектарной субсидии:
1) недостаточные темпы диверсификации (высокой остается доля пшеницы в структуре посевов (57% при рекомендуемых наукой 45%), что влияет на уровень цены реализации, в связи с высоким объемом производства).
Справочно: За последние 5 лет (2011-2015 годы) среднегодовой переходящий остаток зерна составил 5,5 млн. тонн, в том числе пшеницы 5,0 млн. тонн. Т.е. огромный объем продукции остается невостребованным, в связи с чем возникает вопрос эффективности использования имеющихся сельхозугодий.

  • низкая загруженность комбикормовых маслоперерабатывающих заводов.

Загруженность маслоперерабатывающих заводов составляет 558 тыс. тонн или 45%, а комбикормовых заводов 1,2 млн. тонн или 42% соответственно.

  • высокая доля импорта: растительного масла составляет 160,6 тыс. тонн или 40%, сахара 432 тыс.тонн или 97%. 

В целях решения названных проблем и обеспечения отрасли животноводства сбалансированными кормами, и как следствие обеспечения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт назрела необходимость стимулирования производства конкретного перечня культур.
Предполагается использовать потенциал АО «НК «Продкорпорация» как оператора:

  • для финансирования производства конкретного перечня культур путем кредитования весенне-полевых работ;
  • по закупу продукции с последующей реализацией комбикормовым заводам (ячмень, кукуруза), либо на переработку перерабатывающим заводам (масличные и кукуруза).

С учетом указанных факторов предлагается исключить действующий порядок погектарного субсидирования 6 видов сельхозкультур:
Слайд 9. По зерновым и зернобобовым:
Пшеница: отказаться от гектарного субсидирования. Осуществлять кредитование ВПР с нормативом 6,0 тыс. тенге на гектар. Объем финансирования в 2017 году составит 16,5 млрд. тенге с охватом 3,4 млн. га.
Ячмень, овес, кукуруза на зерно: отказаться от погектарного субсидирования с переходом к кредитованию ВПР под форвардный закуп со следующими условиями финансирования:
Ячмень – 10,0 тыс. тенге, овес- 6,0 тыс. тенге, кукуруза на зерно – 35,0 тыс. тенге на гектар. Общий объем кредитования по данным культурам в следующем году составит 22,3 млрд. тенге на площади 1367,2 млн. га.
При этом осуществлять субсидирование сданной на переработку кукурузы комбикормовым заводам в объеме 54 тыс. тонн с нормативом субсидий – 10 тыс. тенге/тонна.
Учитывая региональность производства риса предлагается передать субсидирование его производства в ведение местных исполнительных органов, а также предусмотреть кредитование ВПР с нормативом – 100 тыс. тенге на гектар.
Слайд 10. С целью стимулирования расширения площадей посевов и загрузки перерабатывающих заводов предлагается следующее:
По масличным культурам (рапс, соя, сафлор, подсолнечник и лен): отказаться от гектарного субсидирования с переходом к кредитованию ВПР под форвардный закуп с выплатой — 15,0 тыс. тенге на гектар и субсидирования за тонну сданной продукции с нормативом 15,0 тыс. тенге/тонна. Объем кредитных средств на 2017 год составит 13,2 млрд. тенге и субсидии на сданную продукцию 13,3 млрд. тенге соответственно. Указанный объем средств позволит охватить 878,9 тыс. га масличных культур.
Слайд 11. Сахарная свекла: исключить субсидирование на гектар с переходом на кредитование ВПР с нормативом – 100,0 тыс. тенге на гектар и субсидирования за тонну сданной продукции на переработку с нормативом 2,0 тыс. тенге/тонна что позволит расширить посевы до 17,0 тыс. га и направить на переработку 459,0 тыс. тонн свеклы.
Также учитывая региональность производства хлопчатника предлагается передать субсидирование его производства в ведение Южно-Казахстанской области, а также предусмотреть кредитование ВПР с нормативом – 35,0 тыс. тенге на гектар.
При этом учитывая дефицит водопотребления, осуществлять инвестиционное субсидирование затрат на приобретение оборудования для капельного и дождевального орошения до 40%.
Картофель исключить субсидирование на гектар с переходом на кредитование ВПР с нормативом – 215,0 тыс. тенге на гектар, а субсидирование его производства передать в ведение местных исполнительных органов.
При этом в целях расширения кормовой базы оставить действующий механизм погектарного субсидирования кормовых культур.
Субсидирование кормовых культур будет осуществляться по следующим видам с увеличением норматива субсидии на многолетние травы с 8 тыс. тенге до 10,0 тыс. тенге, однолетние травы (за исключением зерновых колосовых) и силосные культуры оставить на уровне 9 тыс. тенге. Общий объем субсидии составит 13,8 млрд. тенге на площади 1,6 млн га.
Овощные культуры закрытого грунта (теплицы): исключить субсидирование на гектар с переходом на инвестиционное субсидирование затрат на строительство теплиц включая возмещение затрат на приобретение энергосберегающих ламп. Что позволит снизить энергозатраты на 40%.
Плодовоягодные культуры и виноград: Предлагается исключить субсидирование на гектар с переориентированием финансовых средств на инвестиционное субсидирование закладки садов плодово-ягодных культур и винограда.

Слайд 12. Субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельхозпродукции для производства продуктов ее глубокой переработки. Данное направление предлагается оставить. При этом расширить перечень продукции по которой субсидируется  закупочная цена (включить патоку) и передать субсидирование в ведение местных исполнительных органов.
Порядок и нормативы субсидирования производства риса, хлопчатника, картофеля, овощебахчевых кульутр и затрат на закуп продукции для глубокой переработки будут определяться местными исполнительными органами по согласованию с Министерством сельского хозяйства.
Оставить субсидирование экспертизы сортовых и посевных качеств семян, а также экспертизы качества хлопка – сырца, исключив при этом экспертизу качества хлопка – волокна.
Слайд 13. Предлагаем оставить как базовые субсидии следующие направления.
Субсидирование развития семеноводства.

Действующий механизм субсидирования семян не ниже первой репродукции по минимальной норме не дал ожидаемых результатов, мелкие СХТП из-за незначительных объемов субсидий не были заинтересованы в оформлении и получении субсидий.
В этой связи предлагается с 2017 года субсидировать оригинальные и элитные семян (до 40%), с учетом опыта поддержки семеноводства в странах ЕАЭС.
При этом будет продолжено субсидирование семян первой репродукции ячменя, овса, риса, хлопчатника, однолетних и многолетних трав на уровне 50%, гибридов первого поколения кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника и рапса на уровне 70%, элитных саженцев плодово-ягодных культур и винограда — 50% (на уровне действующего норматива субсидий).

Выплата субсидий конечному потребителю создаст предпосылки для развития рыночных механизмов и конкуренции, так как преимущество на рынке будут иметь аттестованные производители семян, которые производят качественные добротные семена, соответствующие требованиям стандартов.
Кроме того, данный механизм будет стимулировать рост количества аттестованных производителей семян по альтернативным культурам, семена которых производятся в республике в недостаточном объеме.
Необходимо отметить, что 20 октября т.г. состоялась видеоконференция с регионами в целом новая схема была поддержана.
Субсидирование гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов. 
Изменения погодно-климатических условий   создало условия для массового проявления болезней сельхозкультур. Однако действующий механизм субсидирования только гербицидов, не позволил СХТП провести своевременную обработку посевов. В этой связи, предлагается субсидировать наряду с гербицидами, стоимость других видов пестицидов, таких как фунгициды, инсектициды, дефолианты и другие. Для чего будут внесены изменения в отраслевой закон АПК и соответствующие Правила.
Субсидирование минеральных удобрений.
Предлагается перейти от установление норм субсидий на минеральные удобрения в процентном выражении (50% — отечественные и 30% -зарубежные) к абсолютному нормативу в тенге в размере не более половины от минимальной рыночной стоимости удобрений вне зависимости от страны происхождения.
Данные меры позволят снизить риски необоснованного повышения цен на удобрения производителями и поставщиками, стимулировать приобретение и расширить ассортимент применяемых удобрений вне зависимости от страны происхождения.
С целью усиления ответственности МИО за достижение целевых показателей, обеспечения гарантированного объема поставки и закупа СХТП удобрений, разработан и согласовывается Меморандум между МСХ, МИР, акиматами областей и заводами-производителями удобрений по обеспечению увеличения объемов применения удобрений.

Слайд 14, 15 Инвестиционное субсидирование сельхозтехники и оборудования

Действующий механизм инвестиционного субсидирования сельхозтехники и оборудования имеет ряд недостатков. Субсидирование в процентном выражении по страновому признаку позволяет производителям и поставщикам сельхозтехники и оборудования необоснованно повышать цены.

При этом, стоимость иностранной продукции значительно превышает стоимость отечественной, соответственно при закупе иностранной техники сумма возмещения затрат (субсидии) значительно выше чем на технику местного производства.

Предлагается перейти от установления норм субсидий на сельхозтехнику и оборудование в процентном выражении по страновому признаку (25% — производство СНГ и дальнего зарубежья) к установлению фиксированной норматива субсидий на сельхозтехнику в тенге вне зависимости страны производителя исходя от класса мощности или производительности.
Данные меры позволят снизить риски необоснованного повышения цен на сельхозтехнику стимулировать приобретение СХТП большего количества сельхозтехники недорого сегмента при тех же объемах финансирования, а также увеличить покупательскую привлекательность отечественной техники и создать условия для развития отечественного сельхозмашиностроения.

Слайд 16, 17, 18, 19, 20. Диверсификация посевных площадей.
Для достижения целевых показателей диверсификации структуры посевных площадей Министерством разработаны и направлены на согласование в областные акиматы 4 ноября 2016 года проекты меморандумов между Минсельхозом, акиматами областей, АО «НУХ «КазАгро» и НАО «НАНОЦ» по диверсификации структуры посевных площадей на 2017-2021 годы.
Анализ итогов согласования показывает, что предложенные Минсельхозом индикативные показатели по сокращению или расширению посевных площадей сельскохозяйственных культур на 2017 год не в полной мере поддерживаются областями.
Так, сводный показатель областей по сокращению площадей пшеницы не достигает предложенного Минсельхозом на 95,4 тыс. га, хлопчатника – на 5,0 тыс. га, по расширению площадей масличных культур – на 168,6 тыс. га, картофеля – на 4,5 тыс. га, овощебахчевых культур – на 5,8 тыс. га, кормовых культур – на 11,2 тыс. га. Кроме того, прогноз по размещению кормовых культур на землях коренного улучшения не выполняется на 102,0 тыс. га (при этом Северо-Казахстанская область считает, что в дополнительном посеве кормовых культур на землях коренного улучшения нет необходимости, так как однолетние и многолетние травы возделываемые на пашне, а также сено заготавливаемое на естественных сенокосах обеспечивают полную потребность животноводство области в грубых и сочных кормах).
Наиболее значительные отклонения имеют место в показателях Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областей.
При этом из трех основных зерносеющих областей, на которые делается основной упор при диверсификации посевных площадей, в двух областях – Костанайской и Северо-Казахстанской – в целом выдерживаются заданные параметры расширения площадей масличных и кормовых культур. Однако, Акмолинская область не достигает заданных показателей как по масличным, так и по кормовым культурам, сохранив при этом высокую долю пшеницы в структуре посевов (76%).
Слайд 21. Кредитная политика АО «НУХ «КазАгро» будет скорректирована с учетом целей и задач  стоящих перед министерством. В этой связи будут пересмотрены подходы в кредитовании по линии АО «НУХ «КазАгро».
Первое, концентрация ресурсов на кредитование приоритетных направлений и видов деятельности в АПК. Наряду с субсидированием будет осуществляться льготное кредитование по линии АО «НУХ «КазАгро». Мы будем фокусировать весь имеющийся потенциал на приоритетные  направления АПК.
Так, например, по технической политики в АПК. Для обеспечения масштабного перевооружения отрасли, Министерством основной упор делается на доступную технику стран СНГ и технику отечественного производства с высоким уровнем локализации. Помимо этого, в рамках задач по диверсификации отрасли растениеводства, необходимо обеспечить сельхозтоваропроизводителей современной техникой по производству масличных культур.
Для решения задач, помимо мер государственной поддержки (инвестиционное субсидирование, субсидирование ставки вознаграждения и др.) в АО «НУХ»КазАгро» будет принята специальная кредитная программа с льготными условиями лизинга для приоритетных видов техники, оборудования.
Слайд 22. Второе, расширение охвата кредитными ресурсами АО «НУХ «КазАгро» всех категорий сельскохозяйственных производителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на финансирование сельхозкооперативов, а также на кредитование представителей мелкого и среднего агробизнеса.
Третье, установление адекватной процентной ставки по кредитам выдаваемые через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». Например, со следующего года, кредит  на ВПР для конечного потребителя будет снижен до 3% годовых (взамен 7,4%, по которой кредитовали ВПР в 2016 году).
Четвертое, в целях прозрачности принятия решения и оптимизации порядке выдача кредитов будет продолжена работа по автоматизации, процессов кредитования по линии АО «НУХ «КазАгро».
Слайд 23. (План по ЛПХ) Во исполнение поручения Главы Государства по развитию массового предпринимательства и обеспечению продуктивной занятости сельского населения Министерством совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Акимами областей подписан пошаговый План мероприятий.
Подписанными планами мероприятий определены индикативные показатели по созданию 150 сельскохозяйственных кооперативов до конца года, которые объединяют 99 молокоприемных пунктов, 2 250 семейных откормочных площадок и 31 убойных пунктов. В результате будет обеспечена занятость более 15 тысяч личных подсобных хозяйств.
Слайд 24. По состоянию на 21 ноября текущего года образовано 105 сельскохозяйственных кооперативов (70% от плана), 81 молокоприемных пунктов (82% от плана), 4336 семейных откормочных площадок (193 % от плана),  14 убойных пунктов (45% от плана) и 62 семейных теплиц (64% от плана).  В товарное производство сельскохозяйственной продукции вовлечено более 11 тысяч личных подсобных хозяйств.
Слабо ведется работа по выполнению индикативных показателей по Акмолинской (МПП – 50%, откормочные площадки – 73%), Атырауской (СХК – 0%, МПП – 0%), Жамбылской (СХК – 0%, МПП – 64%), Карагандинской (СХК — 0%) и Павлодарской областях (СХК – 29%, МПП – 50%).
Кроме того, в создаваемых кооперативах не соблюдается требования по минимальным участникам кооператива (в среднем не превышает 3-5 участников).
В настоящее время с учетом дополнительной заинтересованности перерабатывающих предприятий пересмотрены утвержденные индикативные показатели плана мероприятий на 2016 год в сторону увеличения. Справочно: до 1 апреля 2017 года будет образовано 250 сельскохозяйственных кооперативов, 225 молокоприемных пунктов, 4,3 тысяч семейных откормочных площадок и 47 убойных пунктов.
На текущую дату по всем областям скорректированы индикативные показатели плана мероприятий, за исключением Павлодарской и Атырауской областей.
Слайд 25. На данном слайде представлены данные по обеспечению загрузки перерабатывающих предприятий за счет созданных молокоприемных пунктов. В среднем загруженность увеличилось от 1 до 42 %. При этом, регионально данные по обеспечению загрузки по каждому регионы разные.
Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus