Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Первого вице-министра сельского хозяйства РК А. Евниева о предварительных итогах реализации Госпрограммы АПК

Доклад Первого вице-министра сельского хозяйства РК А. Евниева о предварительных итогах реализации Госпрограммы АПК

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемые участники заседания Правительства!

Слайд 1. Глава государства перед агропромышленным комплексом поставил задачу увеличить производительность труда и экспорт переработанной сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет как минимум в 2,5 раза.
С учетом поставленных задач в июле текущего года Правительством актуализирована Государственная программа развития АПК до 2021 года.
Слайд 2. Управление реализацией Госпрограммы впервые в пилотном режиме осуществляется с применением проектного подхода.
Для этого создан полноценный проектный офис, который ведет оперативный контроль и точечный мониторинг проектов на всем их жизненном цикле.
Слайд 3. Вся Госпрограмма в соответствии со стандартами проектного управления декомпозирована на 10 отраслевых,
14 региональных программ, а также организовано взаимодействие с другими государственными органами по разработке 10 смежных подпрограмм по развитию АПК и сельских территорий (в т.ч. «Ауыл – ел бесігі»). Их Вы можете увидеть на слайде.
Слайд 4. Каждая из программ разработана и реализуется у Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан, с непосредственным участием агробизнеса и акиматов областей. А презентации программ и совещаний о ходе реализации транслируются прямом эфире в социальной сети «Facebook».
По каждой отраслевой и региональной программе предусмотрены четкие индикативы на 10-летний период, а также первоочередные задачи и мероприятия, определены меры государственной поддержки с соответствующими объемами и источниками финансирования.
Разрешите вкратце доложиться по некоторым из них.
Слайд 5. Отраслевые программы
Со второго полугодия текущего года началась масштабная реализация долгосрочной отраслевой программы по развитию мясного животноводства, которая базируется на малых и средних фермерских хозяйствах. Для ее реализации запущен специальный льготный кредитный продукт «Сыбаға». И в этом году план уже перевыполнен, несмотря на то, что мы начали его реализацию только со второго полугодия. На сегодняшний день, кредиты получили более 600 фермеров.
Годовой план закупа КРС фермерскими хозяйствами составляет 50,0 тыс. голов. За 11 месяцев уже принято заявок на более 67 тыс. голов, одобрено и выдано кредитов на 55 тыс. голов.
План по породному преобразованию маточного стада составляет 1,0 млн. голов. Уже на сегодняшний участвуют в породном преобразовании порядка 977 тыс. голов или 98%.
Слайд 6. В результате за 11 месяцев текущего года экспорт говядины составил 14,5 тысяч тонн. Здесь хочу отметить, что почти половина (45,2%) экспортированной говядины приходится на Туркестанскую область. Мы с уверенностью можем сказать, что до конца года перевыполним запланированные 15 тыс. тонн говядины.
Слайд 7. Молочная программа предусматривает прирост объемов производства молока за 10 лет на 1 млн. тонн. Определены индикативные показатели достижения цели. Планируется до 2027 года открыть 527 новых семейных молочно-товарных ферм мощностью до 400 голов, 139 промышленных молочно-товарных ферм мощностью от 400 голов.
В текущем году уже введено 15 молочно-товарных ферм. Из них 10 промышленные общей мощностью 7400 голов и 5 семейных. До конца года планируется дополнительный ввод 10 ферм с общей мощностью 4500 голов. В результате реализации программы при тех же объемах господдержки, за счет повышения ее эффективности, объем производства молока только в организованных хозяйствах за 10 месяцев составил 1,3 млн тонн. Для сравнения в 2015 году ими было произведено 900 тысяч тонн.
Хочу обратить внимание, что именно организованные хозяйства дают нам основной прирост молока. Так, ими за 10 месяцев произведено молока на 7,8% больше чем в 2017 году. И это реальное, счетное молоко, которое поступило на переработку.
При этом личные подсобные хозяйства дали рост за этот же период всего 1,9%.
Слайд 8. В рамках отраслевой программы птицеводства, мы должны нарастить уровень производства мяса птицы в 3 раза за предстоящие 10 лет (с 200 тыс. тонн до 700 тыс. тонн) и тем самым обеспечить импортозамещение. В текущем году уже запущен проект «Макинская птицефабрика» с годовой мощностью 60 тыс. тонн. Это самый масштабный проект на данном этапе в птицеводстве.
Слайд 9. Самый большой резерв в растениеводстве имеется в развитии орошаемого земледелия. В рамках Госпрограммы предусматривается вовлечь 610 тыс. га до 2021 года, в том числе в текущем году 65 тыс. га. из них на сегодняшний день введено 41,9 тыс. га орошаемых земель (в т.ч. по Алматинской области – 11,6 тыс.га, Актюбинской – 5,2 тыс.га, Жамбылской – 17,4 тыс.га, Восточно-Казахстанской – 7,7 тыс.га.). Остальная площадь будет введена до конца года.
В целом для реализации данной задачи совместно с Исламским Банком Развития (ИБР) и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) реализуются проекты по восстановлению гидромелиоративных систем востребованных орошаемых земель на площади 128 тыс. га (Алматинской – 35,4 тыс.га, Актюбинской – 16,0 тыс.га, Жамбылской – 51,0 тыс.га, Туркестанской областей – 25,7 тыс.га) на общую сумму более 100 млрд. тенге.
Помимо этого в рамках данной отраслевой программы предусматривается дополнительное вовлечение в оборот еще 1,5 млн. га новых орошаемых земель, доведя площади до 3,5 млн. га. Таким образом, доля орошаемых земель в общей посевной площади составит 16%, а объем валовой продукции на уровне 2,4 трлн. тенге. Поливное земледелие это не только овощи и фрукты, это еще гарантированные корма для животноводства.
Слайд 10. В рамках отраслевой программы развития интенсивного садоводства, мы ставим задачу за 10 лет осуществить закладку интенсивных садов на площади 47 тыс. га и тем самым обеспечить импортозамещение. Кроме того, будут развиваться смежные направления: строительство фруктохранилищ, создание питомников и лабораторий по производству безвирусных саженцев, дозагрузка перерабатывающих мощностей.
Основными регионами размещения интенсивных садов являются Алматинская, Жамбылская и Туркестанская области. В текущем году в рамках реализации программы развития интенсивного садоводства осуществлена закладка 862 га интенсивных садов, в том числе в Алматинской области 162 га, Жамбылской – 200 га и Туркестанской — 500 га.
Аналогичная работа проведена и по другим отраслевым программам.
Слайд 11. Уважаемый Бахытжан Абдирович, в текущем году Вы поставили перед Министерством ряд системных задач – так называемые «быстрые победы» в рамках Плана работы Правительства на 2018 год.
Они были нацелены на обеспечение АПК необходимыми ресурсами.
Разрешите коротко доложить об их исполнении.
Для повышения доступности субъектов АПК к финансированию предусмотрено 8 конкретных мероприятий, реализация которых позволит кардинально изменить ситуацию в этом вопросе.
1. В текущем году возобновлено субсидирование ставок вознаграждения по кредитам на основные средства, а также лизинг сельхозтехники и сельхозживотных. Это позволило только за 10 месяцев этого года предоставить в лизинг 2752 единиц техники на сумму более 50 млрд. тенге. Для сравнения за весь прошлый год в лизинг выдано 2400 техники на 40,2 млрд. тенге (меньше на 20%). И это учитывая то, что программа начала свою реализацию во втором полугодии текущего года. В целом в 2018 году на программы лизинга планируется направить до 60 млрд. тенге.
2. Изменены подходы по инвестиционному субсидированию. Теперь доля возмещения инвествложений уравнена по всем паспортам до 25 %, за исключением проектов по созданию инфраструктуры обводнения пастбищ, где процент возмещения сохранится на уровне 80%.
Это дало толчок для инициации новых инвестиционных проектов. Если за весь прошлый год по линии Казагро было одобрено 40 крупных инвестиционных проектов на 45,1 млрд. тенге (средняя стоимость проекта 1,13 млрд. тенге), то с начала текущего – 76 проектов стоимостью 104,5 млрд. тенге (средняя стоимость проекта 1,38 млрд. тенге).
3. В рамках повышения эффективности господдержки сокращаются неэффективные субсидии, к таким надо отнести погектарные субсидии в растениеводстве, субсидирование продуктивности в животноводстве. По итогам реформирования из 54 видов субсидий останется 34 субсидий.
Оставшиеся будут максимально упрощены и до конца года полностью автоматизированы. Это сократит сроки рассмотрения заявок в среднем в 2,5 раза (с 18 до 7 дней) и снизит коррупционные риски. В текущем году впервые процесс выдачи субсидий на минеральные удобрения полностью автоматизирован.
4. Также продолжается работа по вовлечению финансовых институтов в финансирование аграрного сектора путем их фондирования КазАгро. За два года объем кредитования по данному направлению (через фондирование КТ, МФО, БВУ и ЛК) увеличился с 21% до 37%. С начала текущего года Холдинг осуществил фондирование финансовых институтов на 82,3 млрд. тенге.
5. Совершенствуется система гарантирования по кредитам, так с 2019 года гарантии до 30% от суммы кредита смогут получить малый и средний бизнес, по приоритетным направлениям сельского хозяйства и которому для развития не хватает залогового обеспечения. Соответствующие правила приняты.
6. Помимо этого ведется работа по совершенствованию систем страхования в сельском хозяйстве и кредитных товариществ, а также внедряется новый финансовый инструмент – аграрная расписка
Для этого сформирован пакет изменений в законодательные акты, который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.
Слайд 12. 7. Для развития науки, образования и распространения знаний в целях улучшения качества научных исследований в текущем году в системе НАНОЦ проведены структурные изменения.
За основу взят опыт стран, наиболее успешно использующих инновации в АПК. Это США и Бразилия, где основной упор сделан на перевод науки на прикладные задачи и целевую подготовку ученых. В результате реструктуризации из 23 действующих НИИ осталось 12, увеличилось количество СХОСов — 19, а также создаются 14 региональных агроцентров.
В текущем году в 1,8 раза увеличено программно-целевое финансирование с 4,2 млрд. тенге до 7,6 млрд. тенге. Кроме того, с этого года впервые бизнес-ассоциации участвовали в принятии решений о финансировании научных тематик исследований, на предстоящие три года. Следующим этапом будет формирование потребности рынка в исследованиях за счет введения субсидирования софинансирования.
На обновление материально-технической базы научных организаций выделено 4,1 млрд. тенге.
Созданы 3 экспериментально-технологических платформы «точного земледелия» на базах НПЦ зернового хозяйства А.И.Бараева, Опытного хозяйства «Заречное» и Каскеленского опытного хозяйства. Их общая площадь 14,6 тыс. га. Урожаи сельхозкультур на данных полигонах превысили региональные значения в 2-2,5 раза, а рентабельность увеличилась с 30 до более 70%. На полигонах прошли обучение 1318 специалистов сельского хозяйства.
Для улучшения качества аграрного образования в 3 аграрных ВУЗах внедряются стандарты ведущих мировых ВУЗов по примеру Назарбаев-университет. В том числе привлекаются франшизы иностранных ВУЗов.
КазНАУ начал работу с нидерландским университетом Wageningen — №1 в мире среди аграрных университетов, КАТУ им. С.Сейфуллина — с американским университетом U.C. Davis — №2 в мировом рейтинге, ЗКТУ им.Жангир Хана – с Чжэцзянским Университетом в Китае.
Ежегодно по программе франшизы с мировыми Университетами будет подготовлено более 100 студентов, соответствующих международным стандартам и востребованных на рынке труда
Новая система распространения знаний будет опираться на систему агропарков и региональных центров, которые на местах будут осуществлять агросопровождение, передачу нужных для фермеров региона технологий и их соблюдение, будет использоваться научный потенциал НИИ и ВУЗов для передачи точечных знаний и необходимых технологических решений на базе региональных центров. Также будет стимулироваться и частная инициатива компаний, занимающихся распространением технологий.
Слайд 13. Для обеспечения доступности рынков сбыта и развития экспорта принимаются меры по защите внутреннего рынка и расширению внешних рынков.
Китайский рынок открыт для многих сельхозтоваров (рыбной продукции, племенных лошадей, замороженной баранины, меда, пшеницы, пшеничных отрубей, соевые бобы, убойные лошади, рапсовый шрот, говядина, сено люцерны, мука, растительное масло, ячмень, кукуруза).
За счет данных мер по итогам 9 месяцев экспорт в Китай продукции АПК увеличился на 42%.
С иранской стороной согласованы ветеринарные требования на поставку живых овец, замороженной и охлажденной баранины, говядины, пищевого яйца. В этом году планируется согласовать требования к живому крупному рогатому скоту.
Также сняты ограничения на поставку крупного и мелкого рогатого скота в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, а также мяса и мясной продукции, куриных яиц в ОАЭ.
171 казахстанских предприятий включены в Реестры зарубежных стран (кроме Реестра ЕАЭС), которые имеют право экспортировать сельхозпродукцию. Например, 153 предприятия получили право экспортировать в КНР по разным видам продукции АПК, 17 рыбоперерабатывающих предприятий имеют разрешение на экспорт рыбной продукции в Европейский Союз.
В Международное эпизоотическое бюро (МЭБ) поданы досье по разделению территории 9-ти областей свободной от ящура без вакцинации на 5 зон, что позволит упростить международную торговлю.
Также подано досье по получению статуса свободной страны от классической чумы свиней и по самодекларации для получения статуса страны, свободной по африканской чуме свиней, высокопатогенному гриппу птиц.
По нодулярному дерматиту получено положительное заключение международных экспертов по действиям ветеринарной службы, разработана и одобрена МЭБ Стратегия борьбы, проведено зонирование территории Казахстана.
Скорректирована и дополнена стратегия борьбы с ящуром, презентована руководству МЭБ.
Планируется проведение переговоров с ветеринарными и фитосанитарными службами Израиля, Кувейта Малайзии, Японии, Южной Кореи, стран Европейского союза о возможности поставок казахстанской продукции АПК.
В результате, экспорт продукции АПК за 9 месяцев увеличился на 28,3%, в том числе экспорт продукции переработки вырос на 10%.
Слайд 14. В рамках программы цифровизации АПК создаются электронные карты полей, являющиеся ключевым элементом точного земледелия, проведена оцифровка 24 млн. га пашни или 100% от общей посевной площади, а также 24,6 млн. га пастбищ или 34,8%. До конца года планируется завершить полную оцифровку полей по пастбищам.
По автоматизации процесса субсидирования из 15 видов субсидий 3 субсидии (удобрения, гербициды, гектарная) запущены с полной автоматизацией процесса.
В электронных зерновых расписках запущена технология блокчейн, которая позволила обеспечить безопасность операций с зерновыми расписками в объеме 5 млн. тонн зерна.
По электронному распределению дизельного топлива на проведение посевных и уборочных работ проводится пилотное внедрение совместно с акиматом Павлодарской области с подачей онлайн-заявки, заключения электронного договора, и отгрузки. Было сформировано 881 электронных заявлений на отгрузку на 20 316 тонн дизтоплива на сумму 3,8 млрд. тенге.
Региональные программы.
Для регионов меры и индикативы отраслевых программ каскадированы в региональные программы. На сегодняшний день все области разработали и защитили свои программы.
На примере Акмолинской области разработан и в пилотном режиме внедрен механизм управления, который позволяет вести индивидуальный мониторинг непосредственно по каждому проекту не реже одного раза в неделю. Это позволило обеспечить мониторинг и оперативное решение проблемных вопросов 92 проектов, входящих в продпояс г. Астаны.
В целом на сегодняшний день в предварительном Реестре проектов Госпрограммы находятся 4402 проекта.
Слайд 15. В целях мониторинга реализации Госпрограммы в регионах в текущем году взамен 103 индикаторам, по которым ранее проводился мониторинг в областях разработан рейтинг регионов по 30 индикаторам, которые нацелены на стимулирование руководителей областей принимать меры по повышению производительности труда.
Данный рейтинг мы проводим ежемесячно и рассматриваем его на селекторных совещания с регионами. Это позволяет ранжировать области по уровню развития АПК с учетом их специализации, и увидеть эффективность управления ими.
Я хотел бы остановиться лишь на некоторых из них.
Слайд 16. Целью Госпрограммы является повышение производительности труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза. Этот индикатор декомпозирован на все регионы.
По итогам 6 месяцев по этому показателю хороший рост отмечен в Актюбинской, Карагандинской и Костанайской областях- более 30%.
Слайд 17. В целом по республике отмечается увеличение объема привлекаемых инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, за 10 месяцев он составил 18,4 %, а в производство продуктов питания — 33,7%.
В растениеводстве продолжена диверсификация посевных площадей. Лидером диверсификации является Северо-Казахстанская область, аграрии которой активно ведут работу по замещению пшеницы на более рентабельные культуры такие как: масличные и бобовые.
Посевная площадь масличных культур в Северо-Казахстанской области в 2018 году составила 976,1 тыс.га, что на 37% больше чем в Костанайской (429,8 тыс.га) и Акмолинской областях (279,3 тыс.га) вместе взятых.
Слайд 18. И как результат Северо-Казахстанская область в рейтинге по показателю ВДС продукции растениеводства на 1 га сельхозугодий занимает одну из лидирующих позиций после Туркестанской области.
Для повышения производительности труда в животноводстве одним из главных факторов является увеличение доли поголовья КРС в организованных хозяйствах и их участие в породном преобразовании.
Благодаря проводимым системным мерам в отрасли животноводства доля поголовья КРС в организованных хозяйствах ежегодно увеличивается и составляет на сегодняшний день 43,8% от общего поголовья. Для сравнения в 2011 году этот показатель составлял 23,3%.
Лидерами по данному показателю рейтинга являются – Западно-Казахстанская (64,7%), Карагандинская (54,4%) и Восточно-Казахстанская области (50,5%).
Это кратко по программам.
В целях обеспечения персональной ответственности за недостижение годовых целевых индикаторов программ в реализацию Госпрограммы принят приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е., предусматривающий дисциплинарную ответственность политических должностных лиц за неисполнение индикаторов Госпрограммы в зависимости от уровня достижения цели.
Бахытжан Абдирович, в целях закрепления ответственности политических должностных лиц на местах просим дать поручение акиматам областей провести аналогичную работу в регионах путем принятия соответствующих решений.
2018 год для актуализированной Госпрограммы является установочным, на сегодняшний день выстроена необходимая инфраструктура по ее реализации с применением проектного подхода и система коммуникаций с агробизнесом, представителями госорганов и общественных объединений на площадке проектного офиса, закреплена персональная ответственность за недостижение индикаторов.
Слайд 19. В целом Планом мероприятий Госпрограммы предусмотрено на 2018 год выполнение 20 мероприятий, достижение 8 индикаторов и 41 показателя результатов.
По итогам 11 месяцев 8 мероприятий исполнено, 12 на исполнении, до конца года они будут также исполнены.
По достижению индикаторов и показателей фактические значения будут известны в марте 2019 года.
Таковы результаты реализации Госпрограммы за 2018 год.
Спасибо за внимание!

О ходе реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан
Пресс-служба МСХ РК
+7 (7172) 555-765
minagripress@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus
Powered by WordPress | Designed by Tielabs
© Copyright 2012, All Rights Reserved