Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад вице-министра сельского хозяйства Умирьяева М.Т. на заседании Правительства РК «Развитие перерабатывающей промышленности в Республике Казахстан»

Доклад вице-министра сельского хозяйства Умирьяева М.Т. на заседании Правительства РК «Развитие перерабатывающей промышленности в Республике Казахстан»

По вопросу развития перерабатывающей промышленности Казахстана.
Переработка сельхозпродукции это 5 % республиканского объема промышленного производства и 16 % обрабатывающей промышленности страны (за 2012 год).
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности количество действующих предприятий составляет 1 370, в том числе крупных около 60.
Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль (19%), молочная (16%), хлеб и хлебобулочная (15%), мясоперерабатывающая (14%), плодоовощная (9%), масложировая (9%) и прочие отрасли (17%).
В целом объем производства продуктов переработки с/х продукции и пищевой промышленности в 2012 году составил порядка 830 млрд. тенге или 5,5 млрд. $ США. При этом импортировано продукции на сумму 3 млрд. $ США и экспортировано – 1,1 млрд. $ США.
Таким образом, доля производства в общем объеме потребления составляет порядка 60%. Остальные 40% завозятся из-за границы.
В 2013 году отмечается положительная тенденция в товарообороте в рамках таможенного союза. Так, если в 2010-2011 годах импорт со странами ТС вырос на 14-41%, а экспорт – на 4-7%, то в 2012 году импорт вырос всего на 2,5%, а экспорт вырос на 25,8%. При этом за 7 месяцев 2013 года импорт вырос всего на 2%, а экспорт вырос на 72%.
Если рассматривать структуру потребления, то по всем основным видам продуктов переработки сельхозпродукции доля отечественного производства составляет более 80%.
Исключение составляют: плодоовощные консервы (менее 10%), сахар (39%), сыры и творог (46%), колбасные изделия (57%), масло сливочное (64%), мясорастительные консервы (68%), доля импорта которых во внутреннем потреблении остается высокой.
Как показывает анализ, основной проблемой не повышения объемов переработки сельхозсырья и загрузки перерабатывающих мощностей по вышеуказанным продуктам является их слабая конкурентоспособность, как правило, связанная с высокой себестоимостью производства.
Учитывая изложенное, главной целью развития перерабатывающей промышленности является снижение себестоимости производства и повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
При этом государство должно всего лишь создать условия для развития перерабатывающих производств, то есть надо поднять их на такой уровень, чтобы в дальнейшем и без поддержки государства это были самодостаточные и конкурентоспособные предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия;
2) обеспечить высокотехнологичное производство готовых продуктов;
3) обеспечить сбыт готовой продукции.
Для решения проблем обеспечения сырьем и высокотехнологичного производства, а также увеличения производства готовой продукции Министерством сельского хозяйства разработан и утвержден Мастер план «Развитие перерабатывающей промышленности Республики Казахстан».

Переработка сельхозпродукции включает широкий перечень направлений и поддержать все направления в условиях ограниченности бюджетных средств практически невозможно. В этой связи для эффективного использования бюджетных средств и получения максимальной отдачи представляется целесообразным оказывать поддержку только приоритетным направлениям.
Основными критериями для определения приоритетных направлений определены:

ПЕРВОЕ. Наличие перспектив развития на внутреннем рынке
В данном критерии основным показателем является доля импорта данного продукта во внутреннем потреблении. То есть, чем больше импорта данного продукта во внутреннем потреблении, тем больше перспектив для его вытеснения в пользу отечественной продукции.
В настоящее время доля импорта во внутреннем потреблении по некоторым видам продуктов переработки сельхозсырья остается высокой. Так, доля импорта плодоовощных и фруктовых консервов во внутреннем потреблении в среднем составляет 86%, сахара – 61,3%, сыра и творога 55%, колбасных изделий – 43%, маргарина – 36%, сливочного масла 35,9%.
ВТОРОЕ. Наличие перспектив развития на внешних рынках
В данном критерии основным показателем является потенциал экспорта данного продукта. То есть, чем больше емкость рынков сбыта вокруг Казахстана, тем больше перспектив развития ее производства.
Согласно проведенному анализу экспортоориентированной продукцией переработки признается мясная продукция, экспорт которой возможен в Россию, растительное масло, экспорт которого возможен в Россию и Центральную Азию, а также макароны, экспорт которых возможен в Европейские страны.
ТРЕТЬЕ. Наличие дешевого и качественного сырья, а также перспектив для его производства.
В данном критерии основным показателем является наличие достаточной сырьевой базы и потенциала для ее развития. То есть, чем больше дешевого и качественного сырья, тем ниже себестоимость и выше конкурентоспособность продукта.
Так, остаток не переработанных шкур МРС составляет– 99 %, плодоовощей – 96 %, шкур КРС –
91 %, мяса – 72 %, «товарного молока» 52 %.
Исходя из указанных критериев приоритетными для развития перерабатывающей промышленности определены следующие направления:
1) переработка молока (производство сливочного масла, сыров, сухого молока);
2) переработка мяса (производство колбасных изделий, мясных и мясорастительных консервов);
3) производство масложировых продуктов (маргарин и растительное масло);
4) производство макаронных изделий, круп, переработка кукурузы;
5) переработка плодов и овощей;
6) производство сахара;
первичная переработка шерсти и шкур сельхозживотных.
Начну с первого приоритетного направления: Переработка молока

Основная цель данного направления это вытеснение импорта, задача по увеличению объема экспорта пока не преследуется.
Согласно статистике за 2012 год в стране было произведено 4,8 млн. тонн молока, из которых 85% произведено в ЛПХ. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35 % или 1,68 млн.тонн. Объем экспорта составляет 22 тыс. тонн, а объем импорта – 903 тыс.тонн, внутреннее потребление — 2,5 млн. тонн. Доля отечественного производства во внутреннем потреблении составляет 65 %, а остальные 35 % импортируются.
Таким образом, в переработке молока имеются значительные перспективы для увеличения производства и вытеснения импорта.
Вместе с тем проведенный анализ показывает, что развитию отрасли препятствует ряд проблем:
1) низкое качество молока в ЛПХ и их территориальная удаленность;
2) недостаток молока-сырья и высокая стоимость молока-сырья из-за высокого удельного веса производства в крестьянских хозяйствах и ЛПХ;
3) высокая доля морально и физически изношенного оборудования;
4) нехватка оборотных средств.
В результате наша продукция становится менее конкурентоспособной по сравнению с импортной.
Как мы собираемся решать каждую из указанных проблем?
Проблему низкого качества молока и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем оказания господдержки (инвестсубсидии и субсидирование ставки вознаграждения) для организации 212 пунктов приема молока до 2020 года, а также для приобретения 400 крупных молоковозов для сбора молока с 2 000 вновь организованных Мини МТФ.
Для решения проблемы высокой стоимости сырья планируется субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сырья, проблему изношенного оборудования путем субсидирования на модернизацию, нехватку оборотных средств путем субсидирование ставки вознаграждения по кредитам.
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение переработки молока на 1,3 млн. тонн
(с 1680 до 2989), что по нашим прогнозам позволит сократить долю импорта молочных продуктов во внутреннем потреблении с 35% до 7% к 2020 году (или с 903 тыс. тонн до 182 тыс. тонн), увеличения производства сухого молока с 2 до 4,8 тыс. тонн, сыра с 6,5 до 9,4 тыс. тонн, сливочного масла с 13,8 до 27,7 тыс. тонн.
Всего на эти цели предусматривается 59,7 млрд. тенге до 2020 года.
Второе приоритетное направление: Переработка мяса

Главная цель данного направления это вытеснение импорта и увеличение экспорта.
К основным факторам, сдерживающим развитие мясоперерабатывающей промышленности, относятся: 1) низкое качество сырья, сезонный характер производства и неравномерное поступление сырья в течение года, территориальная удаленность ЛПХ; 2) высокая доля морально и физически изношенного оборудования; 3) нехватка оборотных средств.
Указанные проблемы мы собираемся решать следующим образом:
Решение проблемы низкого качества сырья и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем оказания господдержки для приобретения мясоперерабатывающими предприятиями или посредниками 30 скотовозов и 63 рефрижераторов до 2020 года для сбора мяса с ЛПХ.
Решение проблем изношенного оборудования, а также нехватки оборотных средств также будет решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по кредиту и лизингу в размере 7%.
Кроме того, с помощью 30% инвестиционных субсидий, а также субсидирования ставки вознаграждения планируется стимулирование строительства новых предприятий.
Оказание вышеуказанной господдержки позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема перерабатываемого мяса на 130 тыс. тонн, что по прогнозным данным сократит долю импорта мясных консервов во внутреннем потреблении с 40,4% до 29,5% к 2020 году и увеличит экспорт охлажденного мяса до 100 тыс. тонн к 2020 году.
Всего на эти цели предусматривается 13,4 млрд. тенге до 2020 года.
Третье приоритетное направление: Переработка плодов и овощей

Основная цель данного направления пока только вытеснение импорта.
Здесь выделяются общие проблемы по изношенному оборудованию и нехватке оборотных средств, а также проблема низкой доли переработки плодов и овощей (4%).
Проблемы изношенного оборудования и нехватки оборотки также будут решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу в размере 7%.
Кроме того, в целях доведения доли переработки плодов и овощей к 2020 году до 13% путем инвестсубсидирования и субсидирования ставки вознаграждения планируется стимулирование строительства новых предприятий.
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение объема производства плодоовощных консервов на 47,8 тыс. тонн (с 16,5 тыс. тонн до 64,3 тыс. тонн). В результате по нашим прогнозам доля импорта плодоовощных консервов во внутреннем потреблении сократится с 85,8% до 46% к 2020 году (или с 89,8 тыс. тонн до 52,7 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 3,2 млрд. тенге до 2020 года.
Четвертое приоритетное направление: Переработка семян масличных культур

Главная цель данного направления это вытеснение импорта и увеличение экспорта.
Проблемы отрасли общие: изношенное оборудование и недостаток оборотных средств.
Решение указанных проблем также будет осуществляться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования (30%) и субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу(7%).
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение объема производства растительного масла на 98,3 тыс. тонн (с 289,3 тыс. тонн до 387,6 тыс. тонн), маргарина на 7,6 тыс. тонн (с 52,4 тыс. тонн до 60,0 тыс. тонн). Ожидается, что доля импорта растительного масла во внутреннем потреблении сократится с 27% до 20% к 2020 году (или с 84 до 82,9 тыс. тонн), а экспорт увеличится с 33 до 57 тыс. тонн.
Всего на эти цели предусматривается 17,8 млрд. тенге до 2020 года.
Пятое приоритетное направление: Глубокая переработка зерна
Основная цель данного направления это увеличение экспорта.
Проблемы отрасли общие. Поэтому здесь также предусматривается инвестсубсидирование модернизации оборудования (30%) и субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу (7%).
Оказание вышеуказанной господдержки позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема производства макаронных изделий на 70 тыс. тонн (с 145 тыс. тонн до 215 тыс. тонн), крупяных изделий на 19 тыс. тонн (с 43 тыс. тонн до 62 тыс. тонн), крахмала с 6 тыс. тонн до 60 тыс. тонн, глютена с 0,2 до 2 тыс. тонн. По нашим прогнозам доля импорта макарон во внутреннем потреблении сократится с 17% до 10,5% к 2020 году, а экспорт увеличится с 25,6 до 57 тыс. тонн. Доля импорта крупы во внутреннем потреблении сократится с 18,6% до 10% к 2020 году (или с 9,1 до 6,5 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 9,83 млрд. тенге до 2020 года.
Шестое приоритетное направление: Производство сахара
Главная цель данного направления это вытеснение импорта.
Основные проблемы отрасли: 1) высокая стоимость свекловичного сырья; 2) высокий уровень изношенности технологического оборудования; 3) недостаток оборотных средств; 4) низкая закупочная цена сахарной свеклы, установленная заводами.
Для решения проблемы низкой закупочной цены предусмотрен механизм, который предполагает субсидирование разницы между ценой, по которой производители могут выгодно продать производимое сырье, и ценой, по которой переработчики могут выгодно купить его.
Решение проблем изношенного оборудования и нехватки оборотных средств также будет осуществляться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования (30%) и субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу (7%).
В результате указанной господдержки к концу 2020 года будет обеспечено увеличение производства сахара из отечественной сахарной свеклы на 61 тыс. тонн (с 17 тыс. тонн до 78 тыс. тонн), что по прогнозным данным снизит долю импорта сахара во внутреннем потреблении с 61,3% до 27,4% к 2020 году (или с 264,7 до 175,6 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 14 млрд. тенге до 2020 года.
Седьмое приоритетное направление: Первичная переработка шкур и шерсти
Основная цель данного направления это увеличение объема первичной переработки шкур и шерсти.
Согласно статистике только 9,3% кожсырья КРС, 0,005 % кожсырья МРС и 20,7% шерсти подвергаются обработке.
Основные проблемы отрасли: 1) низкое качество сырья и территориальная удаленность ЛПХ;
2) износ оборудования для первичной переработки сырья; 3) нехватка оборотных средств;
4) отсутствие налоговых льгот (освобождение от НДС), которыми пользуются другие направления перерабатывающей отрасли.
Проблемы низкого качества сырья и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем выплаты инвестсубсидий (30%) и субсидирования ставки вознаграждения (7%) для создания пунктов приема шкур сельхозживотных.
Всего к 2020 году планируется создание 17 пунктов приема шкур.
Решение проблем изношенного оборудования и нехватки оборотных средств также будет осуществляться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования (30%) и субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу (7%).
Указанные меры к 2020 году позволят обеспечить увеличение объема переработки шкур на 14,6 тыс. тонн (с 3,8 тыс. тонн до 18,4 тыс. тонн), шерсти на 5,1 тыс. тонн (с 7,9 до 13 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 816 млн. тенге до 2020 года.
Сбыт продукции
Как вы знаете, объемы производство сырья и его дальнейшей переработки напрямую зависят от возможности сбыта произведенной продукции. При этом в отличие от этапов производства и переработки сырья, этап сбыта находится под контролем других госорганов.
В целях систематизации и консолидации действий, предусмотренных Мастер-Планами, Министерством сельского хозяйства разработан и внесен проект постановления Правительства «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по развитию переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности на 2013-2020 годы», согласованный всеми заинтересованными госорганами (МЮ, МЭБП, МРР, МФ, МИНТ, МКИ, МЗ, МОН, АЗК, АС).
Данный комплексный план предусматривает следующие основные проблемы, препятствующие сбыту отечественной продукции.
ПЕРВОЕ. Уменьшение суммы начисленного НДС для заготовительных пунктов («Первый НДС»).
Есть такая проблема – сдатчики сырья не являются плательщиками НДС, а переработчики являются плательщиками этого налога, в результате налог, который должен начисляться на добавленную стоимость, для переработчиков становится налогом со всего оборота
В этой связи нужно либо освободить посредников, которые занимаются закупом сырья, от уплаты НДС, либо в целом снизить ставку НДС по отрасли. Предлагается Министерству финансов и Министерству экономики и бюджетного планирования рассмотреть этот вопрос и найти решение.
ВТОРОЕ. Обеспечение тарой и упаковкой.
В структуре себестоимости продукции перерабатывающей промышленности затраты на тароупаковочные материалы занимают порядка 10-30% в зависимости от производимой продукции.
На сегодняшний день импорт тароупаковочных материалов по-прежнему остается высоким. При этом импортные цены на данные материалы увеличиваются, что соответственно сказывается на себестоимости продукции и делает ее неконкурентоспособной по цене.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос строительства новых заводов по производству тароупаковочных и вспомогательных материалов или увеличении загрузки существующих мощностей, которые в условиях функционирования Таможенного Союза и в рамках вступления Казахстана в ВТО смогут обеспечить перерабатывающие предприятия отечественными конкурентоспособными вспомогательными материалами.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства индустрии и новых технологий.
ТРЕТЬЕ. Борьба с фальсифицированной продукцией.
Для борьбы с фальсифицированной продукцией необходимо строительство и модернизация испытательных лабораторий, укрепления их МТБ, разработки стандартов на методы испытаний.
При этом для усиления госконтроля представляется целесообразным обеспечить размещение госзаказа на финансирование НПО для выявления фальсификата и не соответствующей требованиям техрегламентов пищевой продукции.
Решение данного вопроса также находится в компетенции Министерства индустрии и новых технологий.
ЧЕТВЕРТОЕ. Защита рынка от скрытого демпинга.
На сегодняшний день существующее антидемпинговое законодательство практически не работает. Антидемпинговые меры могут быть применены только по результатам расследования, процедуры которых слишком сложны, требуют длительное время и применяются только в случае установления серьезного ущерба экономике государства.
При этом наши предприниматели не всегда знают порядок подготовки документов, необходимых для начала антидемпинговых процедур. А также это довольно затратное мероприятие. В результате необходимые меры не принимаются.
В этой связи предлагается обеспечить размещение госсоцзаказа среди общественных объединений и бизнес-ассоциаций, которые выступят защитниками прав и интересов предпринимателей в госорганах Казахстана и зарубежных стран.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства экономики и бюджетного планирования.
ПЯТОЕ. Содействие увеличению продаж отечественной продукции.
Увеличение продаж отечественной продукции представляется целесообразным обеспечить путем:
1) развития торгово-логистических центров, коммунальных рынков. При этом для эффективности деятельности коммунальных рынков и повышения их статуса предлагается принятие концепции коммунальных рынков, определяющей их цели, задачи и критерии функционирования.
2) увеличения доли казахстанского содержания путем инициирования внесения изменений в законодательство о госзакупках в части распространения обязанности по приобретению отечественных продуктов на поставщиков услуг по организации питания.
3) пропаганды отечественной продукции путем создания ТВ программ, демонстрирующих преимущества отечественной продукции. Такие передачи, идущие на основных телеканалах страны, являются мощным инструментом по формированию мнения потребителей о свойствах товаров.
Реализация мер данного Комплексного плана, на наш взгляд, позволит значительно повысить конкурентоспособность отечественной перерабатывающей промышленности за счет снижения ее себестоимости и повышения качества, не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, существенно расширив экспортные возможности.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus