Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Заместителя Премьера-Министра- Министра сельского хозяйства А. Мырзахметована заседании Правительства РК

Доклад Заместителя Премьера-Министра- Министра сельского хозяйства А. Мырзахметована заседании Правительства РК

Выступление Мырзахметова А.И. на заседании Правительства по вопросу Плана мероприятий по улучшению
инвестиционного климата в АПК

Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемые члены Правительства!

Для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Министерством разработан План мероприятий по улучшению инвестиционного климата в АПК.
План состоит из 7 разделов. Слайд 2
Слайд 3. Раздел 1 Плана «Повышение доступности финансирования для субъектов АПК»
Так, для решения недостаточности долгосрочной тенговой ликвидности предлагается совместно с Национальным Банком рассмотреть возможность включения Проекта АО «Аграрная кредитная корпорация»  в лимит Национального Банка РК по операциям с МФО (справка по лимиту Нацбанка прилагается).
Для развития рынка фонда прямых инвестиций планируется создание Фонда управления активами с привлечением зарубежных инвесторов. Целью которого будет оздоровление неработающих проектов. (таблица прилагается). Для начала работы Фонда предлагается использовать остатки неиспользованных бюджетных средств, выделенных ТОО «ЭкспАгро» (информация по ТОО «ЭкспАгро» прилагается). Данный вопрос будет вынесен на заседание Республиканской бюджетной комиссии.
Справочно: в период с 2007 по 2012 годы из республиканского бюджета выделялись средства на пополнение уставного капитала ТОО «ЭкспАгро» (через АО «Холдинг «КазАгро» и АО НК «Продкорпорация») на реализацию ряда инвестиционных проектов в АПК. Текущий остаток неиспользованных средств, размещенных на казначейских счетах и в БВУ, составляет около 6,1 млрд. тенге. Предлагается изменить целевое назначение данных средств на их использование ТОО «ЭкспАгро» на финансирование проектов в рамках деятельности Фонда.

В связи с увеличением процентных ставок по кредитам с 14% до 19% предлагается соответственно увеличить субсидируемую часть процентной ставки с 7% до 10% (для кредитов) и 13% (для лизинга техники и животных). Таким образом, если сейчас при процентной ставке 19% СХТП платит 9-12% от ставки, то в будущем он будет платить 6-9%.
Слайд 4. Раздел 2 «Развитие агропродовольственных рынков» направлен на решение проблем прямого доступа продукции сельхозтоваропроизводителей на продовольственные рынки.
Объединение сельхозтоваропроизводителей в кооперативы позволяет им формировать крупные партии продукции и сбывать ее в необходимых для оптовых покупателей объёмах, на постоянной основе. В свою очередь, связь с торговыми сетями позволяет реализовывать продукцию напрямую, без посредников, что положительно скажется как на деятельности кооператива, так и на торговых сетях, которые получат преимущество получения свежей отечественной продукции без надбавок посредников.
В связи с чем, предлагается совместно с Министерством национальной экономики рассмотреть возможность внедрения нового инструмента государственной поддержки в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 в виде субсидирования арендной платы торговых площадей для сельхозкооперативов.
На сегодняшний день на рынках порядка 30% продуктов питания не соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного Союза (в том числе молоко, молочная продукция – 26%, мясо, мясная продукция — 15%, мяса птицы, птице продукция — 13 %, кондитерские изделия — 10%, рыбная, масложировая, соковая и алкогольная продукции — до 5%). Для борьбы с реализацией фальсифицированной продукции необходимо включить в План работ по государственной стандартизации арбитражную методику определения несоответствия продуктов питания техническим регламентам.
Слайд 5. Раздел 3 «Создание условий для развития сельскохозяйственной кооперации».
Согласно действующему законодательству создаваемые сельхозкооперативы в случае отсутствия хотя бы 1 м2 земли не имеют возможность применения специального налогового режима. Тут необходимо отметить что кооперативы могут создаваться с целью не только производства продукции, но и оказания услуг (например, сбыт и хранение сельскохозяйственной продукции).
В этой связи, предлагается исключить требование для сельскохозяйственных кооперативов по обязательному наличию земель.
Данная поправка не приведет к необоснованному применению налоговых льгот для широкого круга налогоплательщиков так как к сельскохозяйственным кооперативам относятся сельскохозяйственные кооперативы, не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, полученные от деятельности, связанной с производством и оказанием услуг в области развития агропромышленного комплекса (согласно пункту2статьи 448 Налогового Кодекса).
Слайд 5. Раздел4 «Повышение водообеспеченности субъектов АПК» содержит мероприятия по увеличению уровня инвестиций в водную отрасль путем привлечения заемных средств международных финансовых организаций.
Для чего необходимо:
— включение РГП на ПХВ «Казводхоз» в перечень субъектов естественных монополий, привлекающих заемные средства международных финансовых организаций;
— передача всех 100% внутрихозяйственных оросительных каналов из коммунальной в республиканскую собственность на период восстановления ирригационных систем и привлечения зарубежных инвестиций.
Слайд 5. Разделом 5 «Защита прав субъектов АПК» предусмотрено:
— совершенствование методики регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом специфики и сезонности агропроизводства. (Например, в настоящее время Комитет по защите естественных монополий Республики Казахстан применяет методику, где если птицефабрика единственный в определенном регионе и ее мощность покрывает всю потребность данного региона, то это предприятие считается доминантом или монополистом. При этом, не учитывается объем реализации продукции в другие регионы или на экспорт. Также не берется за основу импортированные объемы продукции.
Следовательно, птицефабрики вынуждены контролировать и ограничивать объемы реализации в регионе, где расположено производство и основные объемы идут на реализацию в другие регионы.
Основной объем птицеводческой продукции (товарное яйцо) реализуются посредникам, которые поставляют их на торговые места с необоснованной завышенной наценкой. При этом, проверка ценообразования осуществляется на базе только птицефабрики без учета других участников (посредников)рынка.)
— а также проведение оценки влияния личных подсобных хозяйств на формирование рыночных цен сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так как, более 50% сельхозпродукции на сегодня производится в хозяйствах населения.
Справочно:
млн. тенге

Наименование показателя

Всего

Сельскохозяйственные предприятия

Крестьянские или фермерские хозяйства

Хозяйства населения

Валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства

3 307 009,6

680 402,4
или
20,6%

904 542,9
или
27,4%

1 722 064,3
или
52%

Валовая продукция растениеводства

1 825 236,7

501 669,5
или
27,5%

693 001,3
или
38%

630 565,9
или
34,5%

Валовая продукция растениеводства

1 469 923,0

166 883,1
или
11,4%

211 541,6
или
14,4%

1 091 498,4
или
74,2%

Слайд 6. Раздел 6 Плана «Наука, консалтинг, распространение знаний»
В целях привязки науки к потребностям производства предлагается привлечь к софинансированию научных разработок агробизнес с частичным возмещением их расходов на первых порах.
Слайд 6. Раздел 7 «Совершенствование земельных отношений» будет рассмотрен в рамках Комиссии по земельной реформе ввиду необходимости детальной проработки обсуждаемых
вопросов.
Реализация вышеуказанного плана позволит создать условия для привлечения инвестиций в АПК, повысит доступность финансирования для субъектов АПК, создаст условия для сбыта отечественной продукции.
Уважаемый Карим Кажимканович, принимая во внимание то, что мероприятия данного Плана проработаны со всеми заинтересованными государственными органами, а также необходимость дополнительных временных затрат на процедуры согласования Постановления Правительства, предлагаю утвердить данный План  Протоколом сегодняшнего заседания, а не Постановлением и приступить к его реализации.

 

 

Справка по лимиту сделок НБРК

29.02.2016г. НБРК принял решение о внесении изменений в условия предоставления тенговой ликвидности МФО (информация основана на письмах и телефонных переговорах с представителями НБРК, поскольку указанное постановление является внутренним документом и не предоставляется на ознакомление).
В соответствии с данными изменениями был расширен список МФО, и установлены единые условия предоставления тенговой ликвидности для всех МФО.
Данные условия включают следующие параметры:
— сделки между НБРК и МФО будут заключаться только напрямую, что позволит снизить расходы для конечных заемщиков, минуя посредников;
— максимальный срок для операций репо и своп с МФО устанавливается до 1-го года с пересмотром курса (margin call) и ставки ежеквартально (значение базовой ставки). Сделки репо и своп по окончании срока могут быть пролонгированы по желанию МФО в пределах установленного лимита;
— ставка для операций репо и своп с МФО устанавливается на уровне ½ от базовой ставки НБРК, но не менее 7%. Оплата интереса будет осуществляться в тенге в конце срока сделки.
— основным условием предоставления тенговой ликвидности является то, что тенговая ликвидность должна использоваться только на цели кредитования казахстанских заемщиков и не должна быть использована для осуществления спекулятивных операций на рынке, а также для целей хеджирования валютных рисков. Стоимость свопа/репо в течение периода сделки будет зависеть от ежеквартального пересмотра курса и ставки, по которым будет производиться расчет сделок.
Перечень МФО включенных в лимит сделок НБРК:

  • Европейский банк реконструкции и развития;
  • Международная финансовая корпорация;
  • Международный банк реконструкции и развития;
  • Азиатский банк развития;
  • Европейский инвестиционный банк;
  • Евразийский банк развития.

 

Информация по созданию ТОО «ЭкспАгро»

21 ноября  2002 года Советом директоров Корпорации было принято решение о создании дочернего предприятия для управления зерновым терминалом и осуществления других функций, связанных с перевалкой зерна в морском порту Актау. Во исполнение данного решения было зарегистрировано ТОО «Асыл-Бидай» по адресу: Мангистауская область, г. Актау, п. Умирзак, РГП «АММТП» (Свидетельство о гос. перерегистрации  №5190-1943-ТОО от 28.11.2002 года). 
С созданием в 2003 году в г. Актау АО «Ак-Бидай Терминал», виды деятельности, возлагавшиеся на ТОО «Асыл-Бидай», перешли в введение этого предприятия. В этой связи 15 октября 2004 года Советом директоров Корпорации было принято решение об изменении направления деятельности ТОО «Асыл-Бидай» и создание на его основе предприятия, с возложением на него функций по проведению экспертизы бизнеса СХТП с целью подготовки и выдачи гарантий для финансирования их деятельности за счет денежных средств Корпорации. 
На основании данного решения,  в Устав ТОО «Асыл-Бидай» были внесены соответствующие корректировки, в результате чего изменены виды деятельности, наименование изменено на ТОО «ЭкспАгро».
100% доля участия в ТОО «ЭкспАгро» принадлежит Корпорации.
С момента создания предприятия с республиканского бюджета выделено для реализации инвестиционных проектов 11 045 496 тыс. тенге. Из них освоено 4 983 149 тенге, не освоено 6 062 347 тыс. тенге.
Денежные средства выделялись для реализации следующих инвестиционных проектов:
«Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными терминалами)» — 4 276 000 тыс. тенге, неосвоенная сумма составляет 3 110 000 тыс. тенге (полностью на счетах БВУ);
«Развитие производства плодоовощных культур в рамках продовольственного пояса г.Астана» (ТОО «Агрофирма «Astana Agro») – 999 963 тыс. тенге, неосвоенная сумма составляет 973 763 тыс. тенге (499 963 тыс. тенге на казначейских счетах, 473 800 на БВУ);
«Развитие производства и переработки плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения в Алматинской области» (ТОО «Агрофирма «NurAgro») – 3 540 872 тыс. тенге, неосвоенная сумма составляет 1 978 584 тыс. тенге (1 933 161 тыс. тенге лежат на казначейских счетах, на счетах БВУ – 45 423 тыс. тенге);
«Развитие производства и переработки плодоовощных культур с применением технологий капельного орошения в ЮКО» (ТОО «Агрофирма «Жана Акдала») – 2 228 661 тыс. тенге, сумма освоена в полном объеме.

Причина не освоения денежных средств:
В соответствии с приказом Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 20 декабря 2011 года № 616-ОД «Об отказе в предоставлении согласования на дальнейшую деятельность» 
ТОО «ЭкспАгро» отказано в предоставлении согласия на дальнейшую деятельность и предписано долю участия передать в конкурентную среду. 
Таким образом, государственным органами указано на отсутствие участия государства в реализуемых проектах ТОО «ЭкспАгро» и его дочерних предприятиях.
Кроме того, реализация проекта не осуществлена ввиду выделения денежных средств не в полном объеме. Сметная стоимость строительства оптового рынка сельхозпродукции в г.Астана согласно положительного заключения РГП «Госэкспертиза» к ТЭО составила  порядка 8 623 132,0 тыс.тенге, из которых 3 110 000,0 тыс.тенге имеются в распоряжении Товарищества, а сумма 5 513 132,0 тыс.тенге согласно ФЭО Корпорации для дальнейшей реализации Проекта планировалась к получению из средств республиканского бюджета в 2012-2013гг.
При этом следует отметить, что решением Республиканской бюджетной комиссии (РБК) принято решение о не выделении 2 000 000 тыс. тенге средств республиканского бюджета, предусмотренных ФЭО Корпорации на 2012 год. Аналогичная ситуация по проекту «Развитие производства плодоовощных культур в рамках продовольственного пояса г.Астана».
В целях перенаправления денежных средств, Корпорацией были приняты меры по переориентированию денежных средств на модернизацию хлёбоприёмных предприятий, входящих в группу компании Корпорации.
Однако, в связи с принятием Холдингом решения о необходимости создания Фонда управления активами, работа по переориентированию денежных средств на модернизацию хлёбоприёмных предприятий была приостановлена.
В настоящее время ТОО «ЭкспАгро» осуществляет, взыскание с СХТП, имеющих задолженность по выпущенным ТОО «ЭкспАгро» гарантиям, а также мероприятия по передаче своих дочерних предприятий в конкурентную среду.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus