Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад вице-министра сельского хозяйства Омарова С.К. на коллегии МСХ РК по итогам 2015 года и задачам на 2016 год

Доклад вице-министра сельского хозяйства Омарова С.К. на коллегии МСХ РК по итогам 2015 года и задачам на 2016 год

 

Текст

Слайды

Вводная часть, приветс-твенное слово

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Уважаемый Асылжан Сарыбаевич,  участники коллегии!

Согласно распределению обязанностей и полномочий в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №11-1/838 от 21 сентября 2015 года, я являюсь Вице-Министром по вопросам развития земледелия и курирую деятельность Департамента производства и переработки растениеводческой продукции, Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе.

Свой доклад об итогах развития растениеводства за 2015 год и оперативных задачах на текущий год я хотел бы начать с ключевых моментов, реализованных в минувшем году.

Слайд 1

Заставка

 

Слайд 2

Полномочия

Основные макропо-казатели отрасли

Основные показатели отрасли за прошедший год следующие.

Объем валовой продукции отрасли растениеводства в 2015 году составил 1,5 трлн. тенге, что больше уровня предыдущего года на 5,6%.  Индекс физического объема продукции растениеводства составил 105,6%.

 

Развитие растение-водства

 

Валовой сбор основных сельхозкультур

В прошедшем году валовой сбор зерна в весе после доработки составил порядка 18,7 млн. тонн, что на 1,5 млн. тонн больше уровня 2014 года. Пшеницы собрано более 13,7 млн. тонн, ячменя – около 2,7 млн. тонн, маслосемян – свыше 1,5 млн. тонн. Возросли также валовые сборы картофеля,  овощей, бахчевых культур и сахарной свеклы.

 

Слайд 3  Валовой сбор

 

 

 

Экспорт, хранение и наличие зерна

С начала текущего маркетингового года (с 1 июля 2015 года) по состоянию на 1 февраля 2016 года отгружено на экспорт свыше 4,9 млн. тонн зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте, что на 961 тыс. тонн или 24% больше уровня соответствущего периода прошлого года, в том числе зерна – около 3,3 млн. тонн, муки – порядка  1,2 млн. тонн.

 

Слайд 4Экспорт зерна

 

Диверсификация

В ноябре 2011 года Главой государства было поручено провести диверсификацию посевных площадей с расширением  площадей под кормовые, крупяные, бобовые и масличные культуры и уменьшением площадей под пшеницу. Во исполнение данного поручения Минсельхозом совместно с местными исполнительными органами проведена следующая работа:

1. Сокращены нормы субсидирования производства пшеницы. Установлены повышенные нормативы субсидий для других приоритетных культур.

2. Между Минсельхозом и акиматами областей были заключены меморандумы, предусматривающие сокращение площадей пшеницы и расширение площадей зернофуражных, бобовых, масличных и кормовых культур.

3. Начата работа по внедрению механизмов рационального использования земель. Для этого МСХ были  инициированы изменения                      в Земельный Кодекс и другие подзаконные акты.

В результате принятых мер по диверсификации в совокупности с мерами по увеличению объемов государственной поддержки:

— исключена монокультура пшеницы, посевные площади  которой по сравнению с 2011 годом (годом предшествующим началу диверсификации) сократились на 2,1 млн. га или 15%;

— сбалансирован спрос и предложение на пшеницу. Если среднегодовой объем производства пшеницы за 2009-2011 годы составил в среднем 16,5 млн. тонн, что больше объема уровня спроса на указанную культуру на 3,9 млн. тонн, то за последние три года (2012-2014 годы) среднегодовой объем производства пшеницы составил 12,3 млн. тонн, что примерно равно объему выгодного спроса на пшеницу;

— исключена потребность в выделении из государственного бюджета средств на субсидирование транспортировки зерна на альтернативные рынки,  чтобы убрать излишки зерна из внутреннего рынка. В прошлые годы на эти цели было  потрачено порядка 36 млрд. тенге, которые могли быть использованы на более эффективные направления поддержки аграрного сектора;

— достигнуто выравнивание внутренних цен на пшеницу с мировыми, что позволяет нам до сих пор отрицательно влиявший фактор глубококонтительного расположения нашей страны превратить в позитивный (если по итогам 2014 года цена пшеницы на внутреннем рынке была даже выше мировых, в сентябре 2015 года – близкак мировым, то к концу года из-за девальвации снизилась);

— достигнуто расширение посевных площадей масличных, зернофуражных, кормовых, овощебахчевых культур и картофеля, и соответственно объемов производства растениеводческой продукции, что способствует укреплению кормовой базы животноводства, обеспечению сырьем перерабатывающих предприятий. Так, по сравнению с 2011 годом площади зернофуражных, крупяных и бобовых культур возросли на 36% (791 тыс. га), масличных – на 11% (190 тыс. га), кормовых – на 42% (1,1 млн. га), овощебахчевых и картофеля – на 12% (45 тыс. га);

— расширение посевных площадей приоритетных культур повысило интерес иностранных инвесторов к данным направлениям. Так, в рамках 55 шага Плана Нации «100 конкретных шагов» по привлечению минимум десяти ТНК в перерабатывающий сектор, планируются строительство заводов по переработке масличных культур такими транснациональными компаниями, как ГК «ЭФКО» и «Сиань Эйджюн». Партнером по второму проекту выступает  казахстанская компания ТОО «Total impex». Аналогичные намерения имеют и отечественные производители, такие как ТОО «МЭЗ-СКО» и АО «Евразиан Фудс Корпорейшн».

По статистическим данным на сегодняшний день в республике действуют 56 предприятий по производству масложировой продукции с общей производственной мощностью свыше 1,8 млн. тонн сырья в год. Около 75% действующего оборудования и техники на данных предприятиях требует модернизации, слабо развита глубокая переработка семян масличных культур.  Средняя загрузка перерабатывающих предприятии масличных культур составляет порядка 25-40%. В настоящее время производством продуктов с высокой добавленной стоимостью занимаются два завода, большинство применяют технологию холодного отжима. Все это приводит к высокой себестоимости продукции и низкой рентабельности производства.

Таким образом, строительство перерабатывающих предприятий семян масличных культур, использующих современное высокотехнологичное оборудование и внедряющих высокоэффективные технологии глубокой переработки семян масличных культур, позволить решить вопросы привлечения инвестиции в отрасль.

В то же время в некоторых областях не достигаются индикативные показатели по диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур, предусмотренные меморандумами. Так, отставание по сахарной свекле наблюдается в Алматинской и Жамбылской областях, по картофелю – в Акмолинской, Костанайской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.

Значительное отставание по площадям масличных имеет место в Павлодарской, Южно-Казахстанской и Акмолинской областях, зернофуражных, крупяных и бобовых – в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областях, кормовых – в Акмолинской и Карагандинской областях. Расширение площади пшеницы вместо сокращения допущено в Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, риса – в Кызылординской области.

В этой связи акиматам областей необходимо принять меры по расширению площадей рентабельных и востребованных на рынке культур.

Слайд 5 Диверси-фикация

Слайд 6 Цена пшеницы

 

 

 

 

 

 

 

Обеспеченность плодоовощной продукцией и ранними овощами

Принимаются меры по решению проблемы обеспечения населения плодоовощной продукцией и ранними овощами.

Начиная с 2007 года, на возмещение затрат СХТП на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда из бюджета выделено 17,2 млрд. тенге, за счет которых заложены новые сады и виноградники на площади 25,3 тыс. га, в том числе в 2015 году – 3,3 тыс. га.

В 2015 году площади сооружений закрытого грунта составили 957,8 гектаров, в том числе промышленных теплиц – 153,5 гектаров и возросли по сравнению с 2014 годом на 112,4 гектара.

На субсидирование производства сельхозкультур в защищенном грунте в 2015 году было выделено 2,9 млрд. тенге, что на 12% больше уровня  2014 года. При этом средний норматив субсидий составил порядка 2,2 млн. тенге на 1 га площади защищенного грунта.

Кроме того, с 2014 года начато инвестиционное субсидирование строительства (расширения) теплиц, предусматривающее возмещение до 30% расходов СХТП на приобретение оборудования для тепличных комплексов. Так, за период 2014-2015 годы были просубсидированы 30,8 га теплиц на общую сумму 1,3 млрд. тенге.

 

 

Рациональное использование земель

Обширные сельскохозяйственные угодья Казахстана являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим сельскохозяйственное производство и продовольственную безопасность страны.

В этих условиях остро встает вопрос рационального использования земли, которое должно быть направлено на сохранение и преумножение этого ресурса с одной стороны, и с другой стороны – на использование земли в соответствии с естественными условиями для получения максимального урожая сельхозкультур, в пределах потенциального плодородия.

В соответствии с поручением Главы государства в 2012-2014 годах проведена инвентаризация сельхозугодий на площади 96 млн. га, выявлено 7,3 млн. га неиспользуемых земель, изъято 1,9 млн. га, вовлечено в оборот 3,4 млн. га.

За 2015 год на добровольной и принудительной основе:

— возвращено – 2,3 млн. га земель сельхозназначения (пашня – 394 тыс. га, залежь – 165 тыс. га, пастбища – 1,7 млн. га, сенокосы – 47 тыс. га, многолетние насаждения – 6 тыс. га и прочие земли – 35 тыс. га);

— передано в оборот 750 тыс. га;

— планируется передать – 992 тыс. га.

Приняты меры по стимулированию эффективного и рационального использования сельхозземель.

Внесены поправки в Земельный кодекс Республики Казахстан, включающие:

— внедрение новых механизмов по передаче земель  сельхозназначения в частную собственность через торги;

— выкуп сельхозземель, предоставленных ранее в  аренду в частную собственность по льготной цене;

— исключение процедуры изменения целевого назначения  сельхозземель при использовании его в сельскохозяйственном производстве.

Приняты новые Правила рационального использования земель сельхозназначения, согласно которым рациональное использование земель сельхозназначения включает обязательное соблюдение севооборотов, обеспечение оптимальной нагрузки на пастбища, поддержание агрохимического состояния почв. При этом, получение сельхозтоваропроизводителем уровня урожайности сельхозкультур менее 85% от среднерайонного показателя по соответствующей культуре в течение трех лет подряд  и наличие у сельхозтоваропроизводителя сельхозживотных менее 50% от предельно допустимой нормы нагрузки на пастбища в течение трех лет подряд будет являться нерациональным использованием  земель сельхозназначения.

Ожидаются следующие результаты:

— достижение положительного эффекта для рационального и целевого использования земельных участков предоставленных для нужд сельскохозяйственного производства;

— дальнейшее развитие аграрного сектора с дополнительной занятостью населения;

— создание условий стимулирования для получения земельных участков в частную собственность;

— привлечение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственное производство.

 

 

Семеноводство

В 2015 году с целью снижения барьеров для бизнеса и облегчения использования для посева сортов сельскохозяйственных растений иностранной селекции, повышения доступности для сельхозтоваропроизводителей новых высокоэффективных сортов, предоставления сельхозтоваропроизводителям права использования передовых селекционных достижений, исключая период времени, требуемый для испытания сорта, в Закон «О семеноводстве» внесены изменения в части перехода от ограничительно-разрешительного на рекомендательный характер ведения Государственного реестра селекционных достижений. Подобные изменения ранее Министерством уже сделаны в племенном животноводстве.

По данным областей под урожай 2015 года было высеяно порядка 2,3 млн. тонн сортовых семян сельскохозяйственных культур, из них
4% – доля высеянных суперэлитных и элитных семян, 20% – первой репродукции, 27% – второй репродукции, 30% – третьей репродукции и 19% – четвертой, пятой и массовой репродукции.

При этом в 2015 году на поддержку семеноводства было выделено из местных бюджетов 2,9 млрд. тенге, из которых освоено 1,8 млрд. тенге или 64%, просубсидированы семена первой репродукции и гибриды первого поколения в объеме 74,9 тыс. тонн или 16 % от высеянных семян первой репродукции.

Необходимо отметить, что большинством областей заключительный отчет о высеянных семенах и баланс потребности и обеспеченности семенами представляется с нарушением срока и не в полном объеме.

Кроме того, областными управлениями сельского хозяйства неоднократно корректируются представленные данные, в связи с чем возникают сомнения в их достоверности.

В этой связи, пользуясь случаем, хочу обратить внимание руководителей управлений сельского хозяйства областей на необходимость усиления контроля за правильностью сбора и оформления указанных отчетов.

 

 

Фитосанитарная безопасность

В 2015 году прогноз распространения особо опасных вредных организмов составил 7,3 млн. га, карантинных объектов – 248 тыс. га.

Для своевременного проведения мероприятий в 2015 году из республиканского бюджета выделено 7,6 млрд. тенге. Химические обработки проведены на площади 5,9 млн. га.

В результате проведенных мероприятий повреждений посевов, а также миграции саранчовых на сопредельные территории соседних государств не отмечено.

Вместе с тем, недостаточно средств на проведение химических обработок против болезней зерновых культур. Так, в 2015 году площадь распространения болезней зерновых культур составила 2,1 млн. га,  за счет выделенных средств фактически было обработано 1,4 млн. га или 64% от выявленной площади.

В настоящее время рассматривается вопрос передачи проведения химических обработок с особо опасными вредными организмами и карантинными объектами на землях запаса сельхозтоваропроизводителям и субсидирование стоимости пестицидов, использованных для этих целей. Это позволит повысить ответственность СХТП за фитосанитарную обстановку на собственной территории и сократить бюджетные расходы.

Для развития системы фитосанитарной безопасности создан Республиканский центр по карантину растений, одной из задач которого является проведение анализа фитосанитарного риска для своевременной оценки потенциальных экономических ущербов и определения вероятности наступления риска распространения карантинных объектов.

Для продвижения отечественной подкарантинной продукции на внешние рынки Казахстан осуществляет сотрудничество с Европейской и Средиземноморской организацией по защите растений и Международной конвенцией по карантину и защите растений. В рамках сотрудничества Казахстану оказывается методологическая и техническая помощь со стороны данных организации.

Сотрудничество позволяет обеспечить совместные и эффективные действия, направленные на предотвращение заноса и распространения вредных организмов, получать сведения о наличии и распространении карантинных объектов.

В рамках Таможенного союза упрощены фитосанитарные требования России и Беларусии, что позволило обеспечить применение единых требований по осуществлению единого порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории и таможенной границе и снять барьеры при перемещении растениеводческой продукции.

Сотрудничество Казахстана в Евразийском экономическом союзе в области карантина растений осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе. Принимаются единые документы в области карантина растений на всей территории Союза. В рамках подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе, казахстанская сторона отстояла сохранение суверенного права самой решать вводить или не вводить карантинные фитосанитарные меры на запрет или ограничение ввоза подкарантинной продукции на свою территорию.

С Китайской Народной Республикой есть Соглашение о сотрудничестве между по карантину и защите растений. В декабре 2015 года Казахстан добился упрощения фитосанитарных требований Китая к ввозу экспортных партий пшеницы (навалом). Согласован протокол по экспорту соевых бобов в Китай.

В рамках Всемирной торговой организации Казахстан взаимодействует с Секретариатом ВТО, странами-членами ВТО, международными организациями через Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам.

Казахстан является членом Координационном совета по карантину растений Содружества Независимых Государств. Ведется работа по согласованию редакций проектов соглашений в области карантина растений с Ираном, Турцией, Азербайджаном и Северной Кореей.

В связи с неоднократным выявлением случаев ввоза на территорию в Казахстан из Кыргызстана зараженной карантинными объектами продукции, с 1 февраля 2016 года введен временный запрет на ввоз в Республику Казахстан из Кыргызской Республики сухофруктов и хурмы.

В целом вышеуказанными мерами обеспечивается благоприятная фитосанитарная ситуация в республике, о чем свидетельствует отсутствие запретов на поставку отечественной сельскохозяйственной растениеводческой продукции со стороны третьих стран.

 

Слайд 7 Защита растений

 

Субсидирование отрасли

Для повышения эффективности мер государственной поддержки и стимулирования технологической модернизации сельхозпроизводства начата работа по реформированию субсидирования АПК.

Данная реформа позволит способствовать стимулированию сельхозпроизводителей повышать эффективность своего производства и работать на долгосрочную перспективу, модернизации оборудования, росту производительности труда.

При этом следует отметить, что реформирование не направлено на сокращение объемов господдержки и оптимизацию бюджетных расходов. Наоборот, Министерство придерживается плана, намеченного в программе «Агробизнес-2020» по увеличению государственной поддержки в 2020 году в 4,5 раза.

В целях повышения эффективности мер государственной поддержки планируется сокращение нестимулирующих субсидий и государственных расходов. При этом высвободившиеся средства будут направлены на субсидии, способствующие модернизации оборудования и технологии.

Сокращаемые и упраздняемые государственные расходы и субсидии: гектарная субсидия, субсидии на закладку и выращивание плодовых культур и винограда, расходы по формированию, хранению и перемещению государственного ресурса зерна, расходы на стабилизацию цен на хлеб, субсидии на повышение продуктивности животноводства.

Высвободившиеся средства будут перенаправлены на следующие направления: инвестиционное субсидирование, возмещение ставки вознаграждения по кредитам (лизингу), субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам, субсидирование заготовительным организациям суммы НДС, уплаченного в бюджет, субсидирование в рамках страхования в растениеводстве, субсидирование затрат бизнес ассоциаций на услуги научных организаций и другие приоритетные направления.

 

 

Подготовка к весенне-полевым работам

На финансирование проведения весенне-полевых и уборочных работ из республиканского бюджета выделено  60,0 млрд. тенге.

Потребность СХТП в дизтопливе для проведения весенне-полевых работ 2016 года по данным областей составляет порядка 367 тыс. тонн. Однако Министерством энергетики еще не принято решение по ценам отпуска дизельного топлива.

По предварительным данным областей в 2016 году сельхозкультуры планируется разместить на площади порядка 21,6 млн. га, что на 413 тыс. га или 2% больше уровня прошлого года.

Площади весеннего сева составят 18,4 млн. га. Зерновые культуры будут размещены на 15,2 млн. га, в том числе пшеница – на 12,0 млн. га, масличные культуры – на 1,9 млн. га, овощебахчевые культуры и картофель – на 411 тыс. га, кормовые – на 4,0 млн. га.

Под урожай 2016 года засыпано 2,4 млн. тонн семян сельскохозяйственных культур, из них 2,0 млн. тонн семян зерновых культур – 103% от потребности, 57 тыс. тонн масличных культур – 104% от потребности, 24,7 тыс. тонн кормовых культур – 92 % от потребности, 338,4 тыс. тонн картофеля – 100 % от потребности.

Дефицит семян зерновых культур составляет 10,7 тыс. тонн (1,3 тыс. тонн в Актюбинской области и 9,4 тыс. тонн в Западно-Казахстанской области), который будет покрыт за счет внутриобластного и межобластного обмена, а также импорта.

Из урожая 2015 года проверено 771 тыс. тонн семян сельскохозяйственных культур, из них оказались кондиционными 752 тыс. тонн – 98 % к проверенным, некондиционными – 18,8 тыс. тонн (2%).

 

 

Слайд 8 Обеспе-чение ГСМ

 

 

Слайд 9

Структура 2016 года

 

Слайд 10Обеспе-ченность семенами

Слайд 11

Качество семян

Задачи

Задачи на 2016 год

На 2016 год ставятся следующие задачи.

Первое – дальнейшая диверсификация структуры посевных площадей сельхозкультур.

Второе – совершенствование законодательства в области зернового рынка.

Согласно законопроекту по вопросам зернового рынка предусматривается:

— принятие мер по обеспечению прозрачности движения зерновой расписки, недопущению выписки зерновых расписок на несуществующие объемы зерна и оперативному проведению анализа движения зерна посредством внедрения системы электронных зерновых расписок;

— усиление ответственности хлебоприемных предприятий за нарушение прав держателей зерновых расписок (не только административная, но и уголовная).

Третье – повышение эффективности системы субсидирования в растениеводстве путем прекращения субсидирования «на гектар» с 2016 года. В настоящее время ведется работа по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые документы.

Четвертое – реализация прорывных проектов в перерабатывающей сельхозпродукцию отрасли растениеводства (с участием иностранных компаний).

Пятое – дальнейшее развитие поэтапного перехода к субсидированию в соответствии со Схемой специализации регионов, предусматривающей оптимальное использование сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции с учетом природно-климатических условий, наличия рынков сбыта и потенциала развития регионов.

Шестое – развитие сотрудничества с международными организациями по вопросам фитосанитарной безопасности, внедрение системы анализа фитосанитарного риска.

 

Заключе-ние

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшая реализация намеченных мероприятий предусмотрена в Программе «Агробизнес-2020».

Министерством разработан алгоритм по достижению поставленных целей в Программе «Агробизнес-2020» и других стратегических и программных документах с учетом поставленных Президентом задач и приняты все необходимые меры по их исполнению.

Спасибо за внимание!

Слайд 12

Заставка

 

 

Доклад вице-министра сельского хозяйства Омарова С.К.
на коллегии МСХ РК по итогам 2015 года и задачам на 2016 год

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus