Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Ответственного секретаря Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Амана Е.И.

Доклад Ответственного секретаря Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Амана Е.И.

Доклад Ответственного секретаря Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Амана Е.И. на селекторном совещании Правительства Республики Казахстан по вопросу: «О ценах на продовольственные товары» от 20 марта 2012 г.

О текущей ситуации

По данным Агентства по статистике с начала текущего года уровень инфляции составил 100,7 %, в. т.ч. в феврале месяце 100,4 %. Цены на продовольственные товары с начала года увеличились на 1,2 %, а за февраль месяц на 0,6 %.

Наибольшее повышение цен с начала года отмечено на мясо и мясопродукты (3%), молокопродукты (0,8%), огурцы (10,7) и помидоры (11,9%), что обусловлено ежегодными сезонными колебаниями.

Снижение цен с начала года зафиксировано на крупы на 7,5%, лук репчатый – 2,2%, масло и жиры – 2,1 %, морковь – 0,8% и картофель — 0,6%.

В предыдущие годы рост цен на ряд социально-значимых товаров был значительно выше аналогичного периода этого года. К примеру, за 2 месяца 2011 года цены на продукты питания повысились на 5,1 %, за 2 месяца 2010 года на 2,4 %, тогда как за аналогичный период этого года всего на 1,2 %.

В этом году впервые за последние пять лет цены на картофель, лук, морковь, свеклу в зимний период были стабильными, не подверглись росту, а наоборот отмечено некоторое понижение. При этом следует отметить, что снижение цен произошло именно по тем товарам, которые были заложены в Региональные стабилизационные фонды.

Стабильность цен была обеспечена в результате хорошего урожая, а также реализации Комплекса мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов, предусматривающих расширение посевных площадей приоритетных сельхозкультур, строительство теплиц, овощехранилищ.

К примеру, только за счет средств «КазАгро» введено в действие 11 овощехранилищ общей емкостью 44 тыс. тонн. Дополнительно ведется работа по созданию и модернизации 9 плодоовощехранилищ общей емкостью хранения около 45 тыс. тонн плодоовощной продукции, что позволит снизить дефицит мощностей хранения на 25%.

Для обеспечения ранними овощами продолжается работа по строительству теплиц и парников. Усилиями «КазАгро» введены проекты с общей площадью 39,4 га и мощностью производства до 13 тыс.тонн в год. В настоящее время дополнительно ведется строительство сооружений закрытого грунта с общей площадью 40 га с производством до 20 тыс.тонн плодоовощной продукции в год, что позволит снизить ежегодный дефицит плодоовощной продукции в период межсезонья на 30%.

О Стабфондах

Кроме того, в рамках вышеуказанного Комплекса мер во всех регионах сформированы региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров (далее – Стабфонды).

Согласно данным, представленным акиматами, всего по республике в Стабфонды было закуплено порядка 125 тыс. тонн продовольственных товаров и реализовано в качестве товарной интервенции свыше 12 тыс. тонн.

В целом, Министерство считает, что идеология формирования и использования Стабфондов является своевременным и необходимым шагом по стабилизации продовольственного рынка.

Вместе с тем, детализированный анализ формирования и использования Стабфондов в 2011 году во многих регионах выявил одну общую системную ошибку – не соблюдение Концептуальных подходов к формированию Стабфондов, одобренных протоколом Госкомиссии по модернизации экономики.

Во-первых, согласно Концептуальным подходам в Стабфонды должны были закладываться только социально-значимые продовольственные товары. Однако, города Алматы, Астана и Жамбылская область закупили товары не входящие в данный перечень (г. Алматы — мука высшего сорта; г. Астана – ячневая крупа; Жамбылская область – мука высшего сорта, конина, яблоки, крупа ячневая и горох).

Во-вторых, это нерешительность Комиссий оперативно принимать решения по формированию и/или использованию Стабфондов.

По информации СПК данный факт привел к срыву их налаженных договоренностей с партнерами. Например, при формировании Стабфондов из-за отсутствия решения Комиссии потенциальные поставщики продовольствия отзывали свои намерения поставить товар или предлагали пересмотреть цену товара в сторону увеличения, и наоборот, из-за запоздалого решения Комиссии о реализации товаров рыночная цена снизилась ниже закупочной.

Кроме того, в результате «неповоротливости» Комиссий и самих СПК продовольственные товары, заложенные в Стабфонды подвергаются длительному хранению, что само собой приводит к удорожанию повышается также уровень их естественной убыли, и как следствие, часть плодоовощной продукции подлежит списанию, что приводит к образованию убытков аффилированных государству компаний и ставит под угрозу всю идеологию формирования Стабфондов.

К примеру, для формирования Стабфонда в Алматинской области Распоряжением Акима области создана Комиссия по управлению Стабфондом, состоящая из 19 человек – сотрудников акимата, каждый из которых боится принимать на себя ответственность, и затягивает процесс подписания проекта решения Комиссии. К примеру, вопрос о принятии решения по закупу продовольственных товаров, вынесенный на повестку дня заседания Комиссии 27 сентября 2011 года был принят только 18 ноября 2011 года. Решение о реализации продовольственных товаров, вынесенное на заседание 20 декабря 2011 года было принято только 16 января 2012 года. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах.

В результате, у многих СПК из-за медлительности Комиссий, а также произошедших ценовых колебаний в сторону понижения могут образоваться убытки.

В целом Министерство считает, что данная ситуация является следствием отсутствия внимания акиматов и работы Комиссий, а также опыта работы СПК и бизнеса.

Для урегулирования, возникших вопросов считаем целесообразным Акиматам областей, городов Астана и Алматы:

1) активизировать деятельность Комиссий, в части оперативного принятия решений по формированию и использованию региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;

2) оказать содействие СПК в реализации продовольственных товаров, в том числе путем участия в государственных закупках.

В целях обеспечения системного подхода к решению данных проблем Депутатами Сената Парламента инициирован законопроект по внесению изменений в Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», предусматривающий наделение местных исполнительных органов компетенцией по формированию Стабфондов, который в настоящее время находится в работе Мажилиса Парламента.

Кроме мер оперативного характера Министерством сельского хозяйства в целях круглогодичного обеспечения стабильности цен на продовольственную продукцию продолжается субсидирование производства приоритетных сельхозкультур и продуктов животноводства, реализация проекта по повышению экспортного потенциала мяса КРС, восстановление отгонного животноводства, кредитование проектов, ориентированных на создание современных производственных мощностей, молочных комплексов, откормплощадок, теплиц и овощехранилищ, кооперирование личных подсобных хозяйств и фермеров для совместной работы и заготовки продукции.

Презентация

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus