Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Министра сельского хозяйства РК на Парламентские слушания

Доклад Министра сельского хозяйства РК на Парламентские слушания

Выступление Министра сельского хозяйства на Парламентские слушания по теме:

«Повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора в условиях ЕАЭС и ВТО — законодательное регулирование и его практическая реализация»

 

Текст

Слайды

Приветственное слово

Краткая характеристика агропромышленного комплекса Казахстана (итоги развития АПК за последние 10 лет);

Уважаемые депутаты! Уважаемые участники Парламентских слушаний!

Сегодня агропромышленный комплекс является не только одним из стабильно развивающихся секторов экономики, но экономически привлекательной отраслью. При этом на протяжении всего времени становления отечественного агросектора надежными партнерами являлись страны ЕАЭС.
За последние 10 лет объем производства в сельском хозяйстве увеличился на 41% (в реальном выражении).
Экспорт сельхозпродукции и ее переработки увеличился на 59% и составил более 2,0 млрд. долларов США, в том числе в страны ЕАЭС экспорт составил 379 млн. долларов США.   
Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства увеличились до 167,0 млрд. тенге в 2015 году или почти в 3,4 раза.
Однако, потенциал отечественного АПК гораздо выше. При чем в большинстве случаях наша продукция на равных конкурирует на евразийском рынке. Это хорошо, но здесь нужно отметить, что во многом производство этой конкурирующей продукции субсидируется Правительствами стран ЕАЭС, то есть, по сути, мы снижаем эффективность государственной поддержки друг другу или другими словами финансируем торговые противостояния.
Определив межстрановую специализацию и синхронизировав господдержку, мы могли бы избежать этих проблем и сосредоточиться на развитии отраслей наиболее перспективных для наших стран. Перспективность должна быть обусловлена, прежде всего природно-климатическими условиями. При этом мы предлагаем продолжить смещение акцентов господдержки с желтой на зеленую корзину.
Что уже сделано сегодня в этом направлении!

Слайд 1
Титульный лист

 

 

 

 

Слайд 2 (Объем валовой продукции сельского хозяйства)

Слайд 3 (Экспорт и импорт продукции АПК)

Слайд 4 (Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства)

Принятые меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора (что сделано? Ключевые инициативы).
 

В соответствии с программой «Агробизнес-2020» с 2011 года господдержка АПК увеличилась с 68,1 млрд. тенге до 176 млрд. тенге в 2016 году или в 2,6 раза.
При этом необходимо отметить значительное увеличение доли расходов на АПК, переданных в бюджет местных исполнительных органов (с 32 млрд. тенге в 2011 году до 155,2 млрд. тенге в 2016 году или в 4,9 раза).
Внедряются новые инструменты государственной поддержки, повышаются нормативы эффективных видов субсидий и снижаются нормативы неэффективных.
Особенно это необходимо в настоящее время, когда Казахстан вступив в ЕАЭС и ВТО принял на себя ряд обязательств, в том числе и по сельскому хозяйству.

Слайд 5
(Господдержка)

При вступлении Казахстана в ВТО гос. поддержка сохранена на уровне 8,5% от валовой продукции сельского хозяйства;

Более того при вступлении Казахстана в ВТО была достигнута договоренность на применение мер государственной поддержки сельского хозяйства, в виде прямых субсидий – «желтой корзины» на уровне 8,5% от валовой продукции сельского хозяйства. Для сравнения, недавно вступившие в ВТО страны как, Россия, Украина, Кыргызстан, Молдова, Хорватия, Грузия, которые будут субсидировать в пределах 5%.
При этом следует отметить, что объемы государственной поддержки в рамках «зеленой корзины» можно оказывать без каких либо ограничений, то есть расходы на поддержку агрострахования, науку, консалтинг, ветеринарию, фитосанитарию, инфраструктурные проекты, социальное обеспечение и иные меры, не влияющие на конечную стоимость продукции, вообще не лимитированы.

Слайд 6 (Вступление Казахстана в ВТО)

Усовершенствована система налогообложения субъектов АПК;

Усовершенствована система налогообложения субъектов АПК.
1. В целях решения проблемы несовершенства налогообложения земель сельхозназначения в СНР земельный налог выведен из-под действия 70% льготы и увеличена ставка по нему в 5 раз, а ставка по единому земельному налогу увеличена в 1,5 раза, с предоставлением права регионам повышать ее по неиспользуемым землям до 10 раз. В результате в 2015 году добровольно возвращено более 2,5 млн. га, из них 400 тыс. га пашня и 1,8 млн. пастбища.  
Для нивелирования возросшей налоговой нагрузки сельхозтоваропроизводителям – юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, применяющим общеустановленный режим налогообложения предоставлено право производить двойной вычет по фонду оплаты труда, уменьшению ставки социального налога до 6,5%, 70% льготы при уплате НДС, и освобождению от уплаты налога на имущество, транспорт. А также для всех КФХ, плата за эмиссию в окружающую среду включена в состав ЕЗН.
2. Решена проблема «первого НДС» для перерабатывающих предприятий и заготовительных организаций путем введения субсидий по возмещению суммы уплаченного НДС для заготовительных организаций.
Кроме того доходы каждого члена ЛПХ, от реализации сельхозпродукции заготовительным организациям, освобождены от ИПН в пределах 24-кратного минимального размера заработной платы.
3. Решены законодательные ограничения по применению некоторых льгот для субъектов АПК путем расширения действия 70% льготы по НДС на переработку шкур и шерсти; исключения запрета на применение СНР юр.лицам и у которых имеется доля в других юрлицах; включения живого крупного рогатого скота в перечень товаров, по которым НДС на импорт уплачивается зачетом.
Кроме того повышена привлекательность СНР для сельхозкооперативов.
В совокупности эти новшества во многом решают вопросы рационального использования земель, сбыта, выхода из теневого оборота значительной части агропродовольственного рынка.

Слайд 7 (Совершенствование системы налогообложения субъектов АПК)

Налажена культура производства (технологичность, проект по экспорту мяса, научное обеспечение, производство в агроформированиях, диверсификация производства);

Устранены барьеры для племенного дела и либерализован рынкок селекционных достижений;

Налажена культура производства в отрасли животноводства и растениеводства. 
В животноводстве в первую очередь необходимо отметить, что успешно реализуется проект по развитию экспортного потенциала мяса КРС, который позволил выстроить необходимую технологическую цепочку производства говядины и нарастить новое экспортное направление.
В период 2011-2015 годы в рамках данного проекта в республике за счет частных инвестиций и государственной поддержки созданы сеть откормочных площадок на 180,0 тыс. скотомест, участвует более 10 тысяч фермерских хозяйств, которые занимаются выращиванием КРС. В итоге за 2015 году экспортировано более 16 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, в том числе более 6,4 тыс. тонн свежеохлажденной говядины.
Помимо этого усовершенствовано законодательство о племенном животноводстве, предусматривающее дерегулирование сферы племенного скот.
Статус присваивается непосредственно племенному животному, а не племенному хозяйству.  Деятельность регулируется республиканскими палатами. Наряду с республиканскими палатами по породам КРС в текущем году будут созданы республиканские палаты по всем видам сельскохоз животных. 
В растениеводстве необходимо отметить результаты структурной и технологической диверсификации, если в 2011 году посевная площадь под пшеницей составляла почти 66% (13,8 млн.га), то в 2015 году эти площади сократились до 56% (11,7 млн. га). При этом достигнуто расширение посевных площадей масличных на 11%, зернофуражных, крупяных и бобовых культур на 36%, овощебахчевых и картофеля – на 12% и соответственно объемов производства растениеводческой продукции, что способствует укреплению кормовой базы животноводства, обеспечению сырьем перерабатывающих предприятий.

Рост производства приоритетных культур повысило интерес иностранных инвесторов к данным направлениям. Так, планируются строительство заводов по переработке масличных культур такими транснациональными компаниями, как ГК «ЭФКО» и «Сиань Айдзю». Партнером по второму проекту выступает казахстанская компания ТОО «Total impex». Аналогичные намерения имеют и отечественные производители, такие как ТОО «МЭЗ-СКО» и АО «Евразиан Фудс Корпорейшн».

Слайд 8 (Проект по развитию экспортного потенциала мяса КРС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9 (Диверсификация структуры посевных площадей
сельхозкультур за 2009-2016 годы)

Модернизована система ветеринарии и фитосанитарии.

Модернизована система ветеринарии и фитосанитарии.
В области ветеринарии, впервые разработана и принята долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ.
Институционально укреплена ветеринарная система, (как на республиканском, так и на местном уровнях);
Приняты меры по материально-техническому оснащению ветеринарных организаций (и ветеринарных лабораторий);
Получен статус страны, свободной от ящура без вакцинации по 9-ти областям  республики, что позволяет этим областям беспрепятственно экспортировать животных и сельскохозяйственную продукцию.   
В области фитосанитарии для продвижения отечественной подкарантинной продукции на внешние рынки Казахстан осуществляет сотрудничество с Европейской и Средиземноморской организацией по защите растений и Международной конвенцией по карантину и защите растений, обеспечивающее совместные и эффективные действия, по предотвращению заноса и распространению вредных организмов, получать сведения о наличии и распространении карантинных объектов.
В рамках Таможенного союза упрощены фитосанитарные требования России и Беларусии, что позволило обеспечить применение единых требований по осуществлению единого порядка карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории и таможенной границе и снять барьеры при перемещении растениеводческой продукции.
В рамках ВТО Казахстан взаимодействует с Секретариатом ВТО, странами-членами ВТО, международными организациями через Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам.
В целом вышеуказанными мерами обеспечивается благоприятная фитосанитарная ситуация в республике, о чем свидетельствует отсутствие запретов на поставку отечественной сельскохозяйственной растениеводческой продукции со стороны третьих стран.

Слайд 10 (Создана современная система ветеринарии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11 (Модернизирована система фитосанитарии)

Устранены барьеры для сельхозкооперации;

Для исключения барьеров, препятствующих объединению мелких сельхозтоваропроизводителей 29 октября 2015 года Главой государства подписаны и вступили в силу с 1 января 2016 года закон «О сельскохозяйственных кооперативах» и сопутствующий к нему закон.
Законы направлены на создание условий для кооперации СХТП в вопросах реализации продукции, закупа средств производства, доступа к сельхозтехнике и распространению знаний. К преимуществам сельскохозяйственной кооперации можно отнести: потенциальную экономию на расходах для производства, повышение доходов за счет доступа к рынкам сбыта.

Слайд 12 (Устранены барьеры для сельхозкооперации)

Созданы условия для развития производства органической продукции;

Одним из перспективных экспортных направлений развития для Казахстана является органическая продукция. В целях создания условий для ее развития в прошлом году принят закон «О производстве органической продукции», позволяющий регулировать оборот данной продукции на внутреннем рынке, а также наращивать ее экспорт.

Слайд 13 (Принят Закон о производстве органической продукции)

Рынки сбыта

Решением проблем внешних рынков сбыта является созданный Евразийский экономический Союз, предоставляющие возможность торговли на рынке товаров с численностью населения более 180 млн. человек с суммарным ВВП пяти стран более 2,2 трлн. долларов США. Общий импорт продукции АПК в ЕАЭС составляет более 44,0 млрд. долларов.
Кроме того, вступлением Казахстана в ВТО открывается широкие возможности для развития сельскохозяйственных экспортоориентированных производств.
Также в целях выполнения поставленной Главой государства задачи по привлечению стратегических инвесторов в мясную и молочную отрасли и обеспечения экспорта мяса с крупными компаниями, являющимися лидерами на мировом рынке мясной отрасли был подписан ряд соответствующих документов о создании совместных инвестиционных проектов.
Одной из таких компании является китайская транснациональная корпорация «Rifa Holding Group», которая подписала с компанией «Евразия агрохолдинг» меморандум по созданию мясного кластера в Восточно-Казахстанской области.
Кроме того, между одним из крупных предприятий страны ТОО «Актеп» и итальянской компанией «Inalca Eurasia» подписано инвестиционное соглашение, предусматривающее создание вертикально-интегрированной компании для строительства в трех областях республики откормочных площадок с общей мощностью 44 тыс.голов единовременного откорма, также модернизация мясокомбината с увеличением мощности до 20 тыс.тонн мяса и мясной продукции. Объем инвестиций составляет 100 млн. долларов. Также компания намерена создать бренд казахстанского мяса и обеспечивать ее экспорт в страны Европы и Россию.

 

Проблемные вопросы, препятствующие повышению конкурентоспособности АПК.

  В то же время следует отметить, что нерешенных проблем в аграрном секторе экономики еще немало. Уровень его  конкурентоспособности не в полной мере соответствует требованиям времени.
Одной из причин сложившейся ситуации является недофинансирование инструментов Программы «Агробизнес-2020». Так, объем недофинансирования в 2013 году составляет 26 млрд. тенге (14,13%), в 2014 году – 110 млрд. тенге (35,4%), в 2015 году – 115 млрд. тенге (34,4%), в 2016 году – 127 млрд. тенге (36,8%), в 2017 году – 175,0 млрд. тенге (45,7%).
И как результат относительно низкий объем инвестиций в сельское хозяйство. Так для сравнения по итогам 2015 года объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 167,1 млрд. тенге, что в 23 раза меньше объема инвестиций в основной капитал в промышленность и в 7 раз в транспорт и складирование.
В свою очередь, незначительный объем притока инвестиций проявляется в:
— низкой технической оснащенности отрасли (80% парка сельскохозяйственной техники области  изношено);
— низком уровне интенсификации земледелия (слабо поставлена работа по повышению плодородия почв, применению удобрений);
— низком уровне генетического потенциала сельхозживотных (доля племенного поголовья КРС в общем стаде по республике 10,8%, тогда как в странах с развитым животноводством этот показатель составляет около 40-50%);
— низкой продуктивности сельхозживотных (средний показатель по надою молока на одну корову по РК – 2309 килограммов в год, в зарубежных странах этот показатель равен 6-8 тыс. литров в год.
Кроме того несмотря на все преимущества функционирования Казахстан в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС и ВТО, мы наблюдаем такие отрицательные моменты как наличие зарубежной контрафактной и фальсифицированной продукции на отечественном рынке продовольственных товаров. Наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов, эта продукция наносит прямой ущерб здоровью населения и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Поэтому необходимо активно сотрудничать в борьбе с производителями и продавцами такой продукции.
Что планируется сделать?

Слайд 14 (факторы, сдерживающие развитие АПК)

Пути решения (Что планируется сделать?)

Полное финансирование инструментов «Агробизнеса 2020»;

Во — первых, для успешной реализации механизмов субсидирования АПК необходимо в полном объеме обеспечить финансирование программы «Агробизнес-2020». Этого требует создание единого рынка ЕАЭС и ВТО, в котором сельхозтоваропроизводители стран-участниц имеют одинаковые условия для доступа к рынку при различных объемах государственной поддержки.

 

Реформирование системы субсидирования АПК, автоматизация процесса субсидирования

Помимо этого в текущем году будет продолжено глобальное реформирование системы субсидирования АПК с дальнейшей автоматизацией процесса субсидирования. Суть реформы в сокращении нестимулирующих субсидий и государственных расходов. В этой связи планируется упразднение гектарной субсидии в 2016 году и  изменение программ субсидирования животноводства.
При этом высвободившиеся средства планируется перенаправить на более эффективные направления, способствующие модернизации оборудования и технологии: инвестиционные субсидии, субсидирование на процентной ставки, страхование в растениеводстве, субсидирование НДС, племенное дело, субсидирование затрат бизнес ассоциаций на услуги научных организаций, повышение фитосанитарной безопасности.

Слайд 15  (Реформирование системы субсидирования в АПК)

 

Слайд 16
(Автоматизация процесса субсидирования с концентрацией
субсидий у единого оператора)

Страхование в растениеводстве и животноводстве 

Кроме того планируется совершенствование действующего законодательства в области обязательного страхования в растениеводстве, а также с учетом опыта зарубежных стран ведется работа по внедрению обязательного страхования сельскохозяйственных животных в Казахстане.

Слайд 17,18 (Совершенствование страхования в растениеводства и животноводстве)

Борьба с контрафактной и фальсифиц. продукции

Для решения проблем с контрафактной и фальсифицированной продукции Правительством проводится системная работа по контролю за такой продукцией, по борьбе с его производителями и распространителями. Кроме того прорабатывается наше предложение по передачи функции в области технического регулирования пищевой продукции и выявлению фальсифицированной продукции Минсельхозу.

 

Проблема рынков сбыта

Приоритетной задачей по развитию рынков сбыта является экспорт сельскохозяйственной продукции на рынки КНР. Следует отметить, что китайской стороной делается акцент на импорт качественной органической сельхозпродукции из Казахстана.

 

Посыл в зал
Совершенствование законодательства

Уважаемые депутаты! Реформирование аграрной отрасли повлечет за собой некоторые изменения направлений и объемов государственной поддержки.
В связи с отсутствием в действующих законодательных актах предлагаемых изменений, в первую очередь необходимо совершенствование правового регулирования системы господдержки АПК и повышение ее эффективности.
И здесь снова нам потребуется поддержка со стороны депутатов Парламента.
В целом, своевременное принятие совместно с депутатами Парламента документа, законодательно закрепляющего введение новых механизмов государственного регулирования аграрной отрасли позволит повысить эффективность поддержки сельского хозяйства и добиться лучших результатов при тех же вложениях. Благодарю за внимание!

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus