Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Министра сельского хозяйства РК на ХII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана

Доклад Министра сельского хозяйства РК на ХII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана

Уважаемые Нурсултан Абишевич, Владимир Владимирович!

Уважаемые участники Форума!

 

Аграрный сектор Казахстана является одним из важнейших направлений социального и экономического развития страны. На агросектор приходится почти одна пятая всей экономически активной части граждан.

В этой связи, с первых дней нашей независимости агропромышленный комплекс определен приоритетной отраслью экономики и, сегодня, благодаря состоявшемуся переходу к рыночной модели управления агросектор превратился в экономически привлекательную отрасль.

За последние 10 лет объем производства в сельском хозяйстве увеличился почти в 4 раза. Экспорт сельхозпродукции увеличился в 3 раза. Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился с 44 млрд. тенге в 2004 году до 166,4 млрд. тенге в 2014 году или почти в 4 раза.

(Справочно: Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 года составил 2,5 трлн. тенге, что по сравнению с 2004 годом больше почти в 4 раза (695,8 млн. тенге) в номинальном выражении. Выпуск продукции животноводства за указанный период увеличился в 3,9 раз, растениеводства – в 3,4 раза. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по сравнению с 2004 годом (44,1 млрд.тенге) увеличилась в 3,8 раза и составила 166,4 млрд. тенге).

На протяжении всего времени становления нашего агросектора надежным партнером являлась Российская Федерация.

За последние 10 лет, товарооборот сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки между нашими странами увеличился почти в 3 раза. Увеличились объемы, экспорта казахстанской продукции на российский рынок, и импорта в нашу страну продукции российского производства.

(Справочно: Товарооборот между Казахстаном и Россией по сельхозпродукции и продуктам ее переработки за 2014 год составил 1,80 млрд. долл. США, что в 2,6 раза больше чем в 2005 году (0,70 млрд. долл. США). В том числе экспорт из Казахстана в Россию составил 312,7 млн. долл. США, что на 32,6% больше чем в 2005 году (235,8 млн. долл. США). Импорт из России в Казахстан составил 1,49 млрд. долл. США, что в 3,2 раза больше чем 2005 году (469,7 млн. долл. США)

Однако, конечно, потенциал сотрудничества гораздо выше. Мы имеем все предпосылки для того, чтобы не только наращивать объемы нашей взаимной торговли, но и развивать все сферы сотрудничества в агропромышленном комплексе.

Регионы Казахстана и России имеют традиционные сельскохозяйственные специализации.

Во многих случаях наша продукция конкурирует на евразийском рынке. Это неплохо, но здесь нужно отметить, что в большинстве случаев производство этой конкурирующей продукции субсидируется Правительствами наших стран, то есть по сути мы снижаем эффективность государственной поддержки друг другу или другими словами финансируем торговые противостояния.

Определив межстрановую специализацию и синхронизировав господдержку, мы могли бы избежать этих проблем и сосредоточиться на развитии тех отраслей, которые наиболее перспективны для наших стран. перспективность должна быть обусловлена прежде всего природно-климатическими условиями.

При этом мы предлагаем продолжить смещение акцентов господдержки с желтой на зеленую корзину.

Я хотел бы привести, на мой взгляд, яркие примеры того, как нами не в полной мере используется существующий потенциал взаимовыгодного сотрудничества в Союзе.

Предлагаем направить свои усилия на применение всевозможных инструментов для развития приоритетных отраслей агропромышленного комплекса каждой страны.

К примеру, по говядине. В соответствии с обязательствами Российской Федерации в ВТО внутри квотная ставка таможенной пошлины на ввоз говядины составляет 15%, вне-квотная ставка составляет 55%. Однако обязательствами предусмотрено возможность отмены квот. В данном случае будет установлена сплошная ввозная пошлина на мясо КРС на уровне 27,5%.

Отмена Российской Федерацией квотного режима ввоза говядины позволит повысить конкурентоспособность российской и казахстанской говядины на союзном рынке.

Мы имеем положительный опыт взаимовыгодного сотрудничества в области экспортного финансирования сельхозтехнкии.В 2013-2014 годах АО «КазАгроФинанс» были заключены кредитные соглашения с ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Газпромбанк». В 2014 году было приобретено 1 563 единиц российской сельскохозяйственной техники. Когда как в Казахстане ежегодная потребность сельскохозяйственной техники в составляет около 20 тыс. единиц.

Кредитуя АО «Казагрофинанс», российские финансовые институты открывают доступ к сельхозтехнике российского производства для казахстанских сельхотоваропроизводителей.

Предлагаем продолжить сотрудничество в этом направлении, более того создать более благоприятные условия для сотрудничества , в том числе в части уменьшения стоимости и увеличения сроков финансирования.

Помимо положительных последствий евразийской интеграции мы столкнулись с некоторыми проблемами, связанными с отсутствием контроля на границе наших государств.
Одной из них является увеличение присутствия на наших рынках контрафактной и фальсифицированной продукции.

Наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов, эта продукция наносит прямой ущерб здоровью населения и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Поэтому необходимо активно сотрудничать в борьбе с производителями и продавцами такой продукции.

Мы не должны вести одностороннюю борьбу с производителями и распространителями контрафактной и фальсифицированной продукции. Объединившись, и взаимно признавая результаты контроля за такой продукцией, а затем и принимая соответствующие меры для ее изъятия с оборота и пресечения производства, мы сможем повысить эффективность работы наших служб по борьбе с контрафактом и фальсификатом.

Особого внимания в рамках сотрудничества наших стран заслуживает вопрос логистических связей.

Проведение SWAP-операций могли быть взаимовыгодны нашим странам – Казахстану с точки зрения снижения транспортных издержек, Российской Федерации за счет увеличения доли экспорта российской пшеницы на мировых рынках.

Также в рамках создания союза наши страны столкнулись с проблемой учета взаимного товарооборота. Теперь отчетность по экспортно-импортным операциям имеет декларативный характер, что в условиях отсутствия таможенных постов приводит к недоучету данных по ввозу и вывозу продукции. Это осложняет задачу по формированию реальной картины о потреблении продукции в стране, а также наших торговых взаимоотношениях. Этому еще способствует разница в ставках НДС наших стран.

Необходимо ускорить принятие мер, которые позволят наладить систему достоверного учета взаимного товарооборота, в том числе посредством применения специализированных информационных систем.

Также я хотел бы остановиться на одной из проблем в рамках нашего двустороннего сотрудничества – область защиты растений. Ежегодно имеется угроза миграции стадных саранчовых вредителей на территорию республики с приграничных территорий Российской Федерации. Одним из факторов, способствующих этому, являются различия в механизме финансирования противосаранчовых мероприятий. Так, в Казахстане эти мероприятия финансируются за счет средств республиканского бюджета, а в России только земли государственного запаса обрабатываются за счет федерального бюджета, тогда как земли хозяйствующих субъектов – за счет землепользователей и собственников земли.

В результате, наблюдается неполный охват работы по борьбе с саранчовыми, что привело, к примеру, в этом году к залету на территорию Костанайской области со стороны Оренбургской области.

Поэтому в целях недопущения миграции саранчовых вредителей на сопредельные территории, мы предлагаем проводить активную совместную работу по:

– информированию друг друга об очагах массового возникновения и распространения саранчовых;

– координации действий по ликвидации очагов массового возникновения и распространения;

– проведению мониторинга обследований территорий.

Все озвученные мной вопросы, проблемы российско-казахстанского сотрудничества связаны не только с развитием агропромышленных комплексов, но так или иначе с задачей обеспечения продовольственной безопасности наших стран. Совместно принимая меры для решения этих и других вопросов, мы сможем более эффективно обеспечить повысить уровень продовольственной безопасности.

На наш взгляд, учитывая функционирование наших стран в едином экономическом пространстве назрела необходимость формирования единой концепции обеспечения продовольственной безопасности. Сейчас мы можем начать эту работу на двусторонней основе, а затем перевести ее на союзный уровень.

Благодарю за внимание!

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus