Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Тезисы Министра сельского хозяйства РК Мамытбекова на коллегии 04 февраля 2013 года

Тезисы Министра сельского хозяйства РК Мамытбекова на коллегии 04 февраля 2013 года

Уважаемый Серик Ныгметулы! Уважаемые коллеги!   В своем Послании народу Казахстана Глава государства отметил необходимость масштабной модернизации сельского хозяйства, потребность в которой особенно возрастает в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. В этой связи хочу отметить, что именно высокотехнологичность и, соответственно, конкурентоспособность останутся главными критериями для создаваемых и действующих производств, особенно в условиях ТС и предстоящего вступления в ВТО. Оценивая итоги развития агропромышленного комплекса страны за 2012 год, стоит отметить, что год был сложным. Ряд регионов столкнулся с неблагоприятным воздействием засухи. Как известно, основная доля производимой продукции приходится на зерновые культуры. И здесь можно отметить, что благодаря продолжающемуся внедрению влагоресурсосберегающих технологий собран в целом неплохой урожай (12,8 млн. тонн зерна). Это меньше, чем в прошлом году, но достаточно для обеспечения потребностей внутреннего рынка, а также для отгрузки 7,8 млн. тонн зерна на экспорт. При этом по другим культурам, таким как хлопок, кукуруза, напротив, урожайность даже больше, чем в прошлые годы. По кукурузе, картофелю, овощам, бахчевым валовый сбор продукции является рекордным за последние 12 лет. Вместе с тем, поскольку основную долю в производимой продукции занимают зерновые, последствия засухи отразились на объеме валового выпуска продукции растениеводства, который по оперативным данным составляет по итогам 2012 года чуть более 0,9 трлн. тенге, то есть меньше уровня прошлого года на 30%. В целях недопущения негативных последствий засухи были приняты следующие меры: 1) пролонгация кредитов, выданных дочерними компаниями «КазАгро». Пролонгировано 676 кредитов на сумму порядка 25,8 млрд. тенге. Это позволит СХТП подготовиться к предстоящему сезону; 2) возмещение страховым компаниям части страховых выплат товаропроизводителям на сумму около 1,3 млрд. тенге. Тут нужно отметить, что засуха прошлого года очередной раз показала недостатки действующей системы страхования в растениеводстве. Мелкие ОВС, действующие в одном районе и взимающие формальные тарифы, не могут впоследствии компенсировать убытки фермеров в такие неблагоприятные годы. По этой причине инициируются изменения, предусматривающие страхование рисков в земледелии только в страховых компаниях. Государство в данном случае будет субсидировать часть страхового тарифа для того, чтобы он был более доступным для СХТП. На наш взгляд, для государства предпочтительнее ежегодно планировать определенные расходы на эти цели, чем затем в пожарном порядке изыскивать средства для снижения неблагоприятных последствий для СХТП. Что касается животноводства, то в целях предотвращения последствий засухи и обеспечения сохранности поголовья в 2012 году областям, пострадавшим от засухи (Акмолинская, Актюбинская, Западно-Казахстанская и Костанайская) было выделено 1,5 млрд. тенге для возмещения затрат на содержание маточного поголовья на период зимовки. Птицеводческие и свиноводческие предприятия получают поддержку фуражным зерном в объеме 312 тыс. тонн, а хозяйствам населения и агроформированиям выделяются отруби, получаемые при переработке зерна, которое отпускалось по фиксированной цене для продовольственных нужд. В рамках программы «Сыбага» приняты меры для увеличения закупа маточного поголовья в целях недопущения массового забоя скота в личных подсобных хозяйствах. В целом организованное животноводство демонстрирует неплохие показатели роста. Численность поголовья скота в агроформированиях в 2012 году выросла в среднем на 12,5%, а производство животноводческой продукции на 13%. По крупному рогатому скоту можно отметить положительные результаты программы развития потенциала по экспорту мяса. К примеру, по фермерским хозяйствам, которые являются ключевым компонентом программы, — если на 1 января 2010 года численность поголовья КРС в ФХ составляла всего 780,7 тыс.голов, то по итогам 2012 года численность выросла на 50 % и составила около 1,2 млн.голов. Это показывает эффективность и результативность государственной поддержки данного направления. На протяжении последних лет также наблюдается стабильный рост производства в сфере переработки сельхозпродукции. По сравнению с 2011 годом объем производства продуктов питания  вырос на 3 % и составил 833 млрд. тенге. Хороший рост по сравнению с 2011 годом наблюдается в производстве масла растительного (289 тыс. тонн / 231 тыс. тонн = 25%), колбасных изделий (46 / 36 тыс. тонн = 29%). Наблюдается также рост производства муки, крупы, молока обработанного, сыра и творога, кисломолочных продуктов, мясных консервов. Это вкратце об основных итогах 2012 года. Основные направления деятельности. В растениеводстве усилия направлены на стимулирование бизнеса к диверсификации культур, внедрению новых технологии и повышению продуктивности.

  1. 1.      Диверсификация

В части диверсификации площадей следует отметить, что фактические площади сельскохозяйственных культур соответствовали параметрам, указанным в заключенных с акиматами областей Меморандумах, предусматривающих расширение клина зернофуражных, кормовых и масличных культур. Рост площадей этих культур составил против уровня прошлого года, соответственно 403, 220и 25тыс. га. При этом наметилась тенденция ухода от монокультуры пшеницы – ее площади уменьшились на 360 тыс. га.

  1. 2.      Влагоресурсосберегающие технологии

Засуха прошлого года еще раз показала, что расширение использования технологий, направленных на сохранение влаги в почве, – настоятельная необходимость. Наблюдается положительная динамика по внедрению влагоресурсосберегающих технологий (в 2012 году по данным областей влагоресурсосберегающие технологии применены на 12,4 млн. га или на 77% зернового клина). Хороший пример правильного применения мер господдержки есть в Костанайской области, где в этом году субсидии на 1 га пшеницы будут выплачиваться только при условии применения данной технологии. 3. Обновление техники. Внедрение новых технологий невозможно без современной сельхозтехники. В 2012 году приобретено более 1,0 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,8 тыс. тракторов, 203 посевных комплекса. При этом общий процент обновления комбайнов составил порядка 2,3 %, тракторов – 1,2%, посевных комплексов – 7%. Такие темпы недостаточны. В этой связи, в рамках выполнения поручения Главы государства по внедрению новых рыночных механизмов финансирования отрасли, с нынешнего года начинает работать новая программа по удешевлению ставок по лизингу техники. В бюджете 2013 года на эти цели предусмотрены 3 млрд. тенге. Это позволит сельхозтоваропроизводителям заключить лизинговые договора на сумму около 52 млрд. тенге со ставкой не более 7 % годовых. 4. Финансирование отрасли В целом в 2012 году на поддержку растениеводства из государственного бюджета выделено 120,5 млрд. тенге, в том числе в виде субсидий около 53,4 млрд. тенге. При этом, механизмы выделения финансовых средств постоянно совершенствуются. Например, применяя капельное орошение, крестьянин имеет право на получение субсидий по повышенным нормативам. Благодаря этой поддержке, а также льготному кредитованию по линии «КазАгро», если 5 лет назад площадь применения капельного орошения составляла всего 713 гектаров, то в 2012 году она применятся практически на 28 тыс. гектаров (рост в 39 раз). Хороший рост по площадям закрытого грунта. За последние три года введено в строй 15 крупных промышленных тепличных комплексов по последней технологии. Почти в каждом регионе строятся небольшие теплицы по упрощенной технологии. Площадь закрытого грунта составляет сегодня 505 гектар, то есть больше уровня 2008 года в 9 раз. Это позволяет удовлетворить потребность внутреннего рынка в ранних овощах уже на 66%. Если в 2008 году производство овощей закрытого грунта составляло 3 тыс. тонн, что удовлетворяло потребность населения только на 3%, то в 2012 году оно выросло в 20 раз и составило 60 тыс.тонн. В текущем году мы продолжим стимулирование этого направления. Одним из последних нововведений в механизмах господдержки является исключение субсидирования оригинальных семян. Выплата субсидий по основным видам сельхозкультур осуществляется конечным покупателям элитных семян. Поскольку субсидии, по сути, теперь получают покупатели семян, то, соответственно СХТП будут определять спрос на этом рынке. Это будет способствовать развитию конкуренции, повышению качества и снижению цены семян. В свою очередь, оригинаторы также не останутся без поддержки, которая будет им оказываться в рамках базового финансирования по науке. С 2013 года впервые будут субсидироваться гербициды не только отечественного, но и зарубежного производства. Что касается порядка удешевления стоимости минеральных удобрений, то тут аграриям предоставляется выбор и возможность приобретения минеральных удобрений как у отечественного завода по удешевленной стоимости, при этом субсидии получает завод, так и по новому механизму, когда субсидия выплачивается самому сельхозтоваропроизводителю. При этом при приобретении отечественных минеральных удобрений и гербицидов норма субсидии будет составлять до 50 % их стоимости, иностранных – до 30 %. Это должно устранить дисбаланс цен на данную химическую продукцию отечественного и иностранного производства, а в целом повысить их доступность для СХТП. В рамках новой отраслевой Программы предусмотрено увеличение выделяемых денежных средств по гербицидам в 25 раз, по мин.удобрениям – в 2 раза (сравнение 2013 г с 2012 г.). (справочно: по гербицидам: сумма в 2012 году – 1,1 млрд. тенге, в 2013 году – 20,2 млрд. тенге, в 2013-2020 году суммарно – 204,6 млрд. тенге; по минудобрениям: сумма в 2012 году – 5,2 млрд. тенге, в 2013 году – 5,4 млрд. тенге, в 2013-2020 году суммарно – 148,8 млрд. тенге) При этом, по гербицидам еще больший эффект будет достигнут не только за счет увеличения средств, но и за счет субсидирования гербицидов иностранного производства. К примеру, раньше рисоводы и хлопководы не могли покупать удешевленные гербициды, так как отечественные производители не осуществляли формуляцию гербицидов для этих культур. Теперь такой проблемы у них не будет. 5. Проблемные вопросы и задачи. Говоря о проблемных вопросах отрасли растениеводства, нужно отметить, что тут есть ограничения, вводимые в рамках интеграционных процессов. Так, 25 декабря 2012 года Коллегией Евразийской экономической комиссии принято решение о введении с 25 февраля т.г. предварительной защитной пошлины в отношении импорта зерноуборочных комбайнов и модулей, ввозимых на территорию Таможенного союза, сроком по 5 июля 2013 года. Принятие указанной меры повлечет наложение сверх установленной 5% импортной таможенной пошлины на зерноуборочные комбайны, поставляемые из стран дальнего зарубежья, защитной пошлины в размере 27,5%. В связи с этим, в качестве компромиссного варианта прорабатывается вопрос применения для Казахстана квоты на ввоз порядка 200 ед. зерноуборочных комбайнов иностранного производства без дополнительных финансовых нагрузок. Кроме этого, с текущего года при импорте тепличного оборудования будет действовать ставка Единого таможенного тарифа ТС в размере 20%, тогда как до конца прошлого года действовала нулевая ставка. В этой связи в целях дальнейшего развития плодоовощной отрасли возникает необходимость продлить срок действия переходного периода с сохранением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины. В этих вопросах мы надеемся на поддержку Правительства. В числе задач на текущий сезон в сфере растениеводства — своевременное проведение весенне-полевых работ, это потребует слаженной работы министерства, акиматов, холдинга «КазАгро». КазАгро предусматривает на проведение весенне-полевых работ выделение 60 млрд. тенге за счет бюджетного кредита; на эти цели будут также использованы 13,7 млрд. тенге бюджетных средств, выделенных Продкорпорации на закуп зерна в государственные ресурсы. При этом, как и в прошлом году будет действовать механизм гарантирования займов через СПК. Объем потребности СХТП областей в дизельном топливе на весенне-полевые работы определен на уровне прошлогоднего – 360 тыс. тонн. Цена на дизельное топливо на весенний период Минсельхозом предлагается на уровне 81 тенге за литр для СХТП, или 86,4 тыс. тенге за тонну с НПЗ, что соответствует уровню цен осени прошлого года. В связи с прошедшей засухой сельхозтоваропроизводителям из ресурсов Продкорпорации будут выделяться семенные ссуды. Решаются вопросы по обеспечению недостающих объемов семян, идет их проверка на соответствие стандартам. Особое внимание будет уделено расширению площадей кормовых культур. В животноводстве, как было уже сказано, имеется рост поголовья в сельхозформированиях, увеличивается число животноводческих ферм. В рамках проекта «Сыбага» оказано содействие 1400 фермерским и крестьянским хозяйствам в приобретении маточного поголовья КРС. Стабильно увеличивается спрос на мясных быков производителей. Благодаря поддержке мясного проекта  к концу 2012 года доля породного мясного скота достигла 3,9 %, тогда как на начало 2012 года данный показатель составлял 2,8 %.

  1. 1.      Финансирование животноводства

В животноводстве государство продолжает осуществлять поддержку субъектов путем субсидирования племенного дела, в целях повышения продуктивности и качества животноводческой продукции. Общий объем выделенных субсидий в 2012 году составил 31,5 млрд. тенге. Также как и в растениеводстве, введены новые норм в субсидировании: первое — возмещение затрат по ведению селекционной работы в мясном скотоводстве (с 2013 года данная субсидия будет распространяться и на молочное скотоводство); второе — возмещение затрат по содержанию быков-производителей, используемых в процессе породного преобразования беспородного скота в личных подсобных хозяйствах. В области племенного животноводства были внесены изменения в законодательство. По крупному рогатому скоту произведен переход от понятия «племенное хозяйство» к понятию «племенное животное». Статус племенного животного теперь присваивается негосударственными организациями — республиканскими палатами по породам скота. Это позволит исключить злоупотребления в этой сфере, а также обеспечить повышение качества племенной продукции. Следует отметить, что племенное дело, по сути, является основой основ в животноводстве, поскольку только повышение продуктивности может обеспечить рентабельность и конкурентоспособность животноводства. Поэтому правильное регулирование данного вопроса в целом влияет на судьбу развития животноводства в нашей стране. Сейчас прорабатывается вопрос по внедрению такой же системы в других подотраслях животноводства. Механизмы субсидирования в 2013 году также совершенствуются. В этом году мы отходим от практики квотирования, что позволит крестьянам получать весь положенный норматив субсидий, и не в конце года – а по факту понесения расходов. Если же в конце года кому то не хватит средств, он их получит в начале следующего года. Объемы господдержки также увеличиваются. Справочно. В 2013 году на поддержку животноводства в виде субсидий выделяется 38,8 млрд. тенге; всего на 2013-2020 годы предусмотрено порядка 600 млрд. тенге.

  1. 2.      Кормопроизводство и отгонное животноводство

С принятием отраслевой программы «Агробизнес-2020» будут задействованы дополнительные меры на развитие кормопроизводства и отгонного животноводства: — инвестиционные субсидии в размере до 80% от общей стоимости на создание инфраструктуры отгонного животноводства (на 2014-2020 годы предусмотрено 22,6 млрд. тенге, из них в 2014 году — 850 млн. тенге); — удешевление процентных ставок по вознаграждению по кредитам и лизингу; — страхование и гарантирование кредитов на расширение кормопроизводства. Наряду с действиями по развитию животноводства принимаются масштабные меры по улучшению эпизоотической обстановки в стране, обеспечению производства безопасной животноводческой продукции. В частности, в 2012 году: — произошло институциональное изменение ветеринарной системы, прежде всего, на местном уровнях. По существу, восстановлена государственная система ветеринарии: созданы государственные ветеринарные организации на районном уровне с ветеринарными пунктами в сельских населенных пунктах; — приняты меры по снятию административных барьеров при перемещении подконтрольных товаров, осуществлении предпринимательской деятельности в области ветеринарии  (выдача ветеринарной справки, сокращены 2 лицензируемых вида деятельности в области ветеринарии); — осуществлено совершенствование процедуры идентификации животных (ужесточение требований к атрибутам и изделиям для идентификации, процедуре идентификации животных, базы данных по идентификации животных); Продолжается работа по строительству и модернизации ветеринарных лабораторий. Всего введено в эксплуатацию 39 ветеринарных лабораторий. До конца первого квартала 2013 года планируется завершение строительства еще 17 районных ветеринарных лабораторий, остальные 70 лаборатории должны быть введены в эксплуатацию в течение года. В настоящее время разработана долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ. В рамках этой стратегии будет оптимизироваться количество диагностических исследований, осуществляться переход к использованию ветеринарных препаратов, соответствующих стандартам GMP/GLP. Также будет внедрена международная практика утилизации биологических отходов, материально-техническое оснащение ветеринарных организаций. Особо будет уделено внимание совершенствованию ветеринарного законодательства, повышению ответственности предпринимателей за безопасность продукции, введению ветеринарно-санитарного контроля по принципу «от фермы до стола». В планах на этот год в сфере животноводства перед нами стоят следующие задачи: 1)                 завершение идентификации сельхозживотных, внедрение модернизированной системы учета скота, которая позволит владельцам животных вносить записи в базу данных самостоятельно через интернет; разработка аналогичных программе по КРС «мастер планов» в овцеводстве, птицеводстве, молочном скотоводстве, рыбоводстве и т.д. Это позволит предложить такой же комплекс государственной поддержки сельхозбизнесу в этих отраслях. Переработка сельхозпродукции. Несмотря на ежегодный рост объемов производства, доля переработки основных видов сельскохозяйственного сырья остается низкой (молоко — 35%, мясо — 28%, плоды и овощи – 5%). Загруженность мощностей перерабатывающих предприятий составляет по производству колбасных изделий – 28,4%, обработанного молока – 47%, сливочного масла – 38%, муки – 37%,  свежего хлеба – 43%, макаронных изделий – 51%, овощей – 28%. Причины такой ситуации можно разделить на 2 блока. Первый блок — это проблемы производственного характера, решение которых входит в компетенцию Минсельхоза. В частности, низкое качество сырья, сезонность производства, неразвитость системы заготовки, транспортировки и хранения сельхозсырья, высокий уровень износа основных средств. Для решения данных проблем будет принят комплекс мер в рамках программы «Агробизнес-2020». Кроме того, планируется поддержка через субсидирование затрат на закуп сырья для производства белого сахара (сахарной свеклы), сыра, сливочного масла и сухого молока.Эти меры в последующем позволят значительно повысить конкурентоспособность нашей продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Второй блок — это проблемы со сбытом готовой продукции, что обусловлено отсутствием контроля в техническом регулировании, недостаточной защитой от скрытого демпинга импортного товара, отсутствием условий для системного сбыта отечественной продукции. Решение указанных проблем требует тесной межотраслевой координации всех заинтересованных госорганов. В целях решения этих проблем утверждена Дорожная карта по поддержке и развитию перерабатывающей и пищевой промышленности. Таким образом, основной задачей на предстоящий период в сфере переработки является реализация указанной дорожной карты всеми заинтересованными государственными органами. Наука Во исполнение поручения Главы государства в 2012 году с участием научной общественности и агробизнеса  разработана Программа реформирования отечественной аграрной науки. В 2013 году мы начинаем ее реализацию, для чего необходимо начать мероприятия по выполнению 4-х основных приоритетов реформирования. 1. Завершить реформирование системы управления аграрной наукой. (В этих целях АО «КазАгроИнновация» совместно с вузами и производственниками необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками инновационного процесса по модели «исследования — опытно-экспериментальные работы — внедрение результатов в производство», создать независимую систему постановки задач для ученых, начать работы по переходу к формированию научно-технологических программ исследований.) 2. Начать работы по увеличению объемов и расширению источников финансирования исследований, в том числе за счет привлечения частных инвестиций. 3. Начать реализацию новых подходов в кадровой политике — конкурентные условия для привлечения в науку талантливых и перспективных молодых ученых и специалистов. (Для этого приступить к формированию мер по увеличению заработной платы ученых и внедрению модели карьерного роста, которая будет новым стимулом  для молодых ученых.) 4. Приступить к реализации задач по модернизации инфраструктуры науки. (Для чего в текущем году разработать  поэтапный план, предусматривающий функциональную модернизацию потенциала научных организаций для последовательного перехода к разработкам и внедрению их результатов в регионах страны) Данная Программа реформирования концептуально поддержана Администрацией Президента и Правительством Республики Казахстан, в ближайшее время в заинтересованные госорганы будет направлен соответствующий проект постановления. Также в соответствии с поручением Главы государства предстоит выполнить комплекс мер по созданию Международного сельскохозяйственного исследовательского центра (МСИЦ) в поселке Шортанды Акмолинской области и Южного центра аграрных исследований (ЮЦАИ) в поселке Алмалыбак Алматинской области. Заключение Таковы основные итоги деятельности Министерства за 2012 год. Дальнейшая реализация намеченных мероприятий предусмотрена в новой отраслевой программе «Агробизнес 2020». Основные направления и механизмы данной программы неоднократно обсуждались в Правительстве, в регионах страны и с общественностью. В целом программой, которая в ближайшие дни будет внесена на утверждение, предусмотрены следующие мероприятия: 1) увеличение объемов государственной поддержки сельского хозяйства по поручению Главы государства к 2020 году более чем в 4,5 раза (в сравнении с 2012 годом, если не учитывать субсидирование транспортных расходов в размере 20 млрд. тенге, которые носили разовый характер); 2) внедрение новых рыночных инструментов в поддержке сельского хозяйства, таких как инвестиционные субсидии, страхование и гарантирование займов, модернизация системы обязательного страхования в растениеводстве, субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу; 3) специализация регионов по производству сельскохозяйственной продукции. Для полномасштабной реализации Программы в течение 8 лет необходимо более 3,0 трлн. тенге (за счет республиканского бюджета 1837 млрд. тенге, за счет местного бюджета 825 млрд. тенге, за счет облигационных займов 300 млрд. тенге, за счет собственных средств АО «НУХ «КазАгро» 96 млрд. тенге и за счет собственных средств АО «Продкорпорация» 2 млрд. тенге). При этом, на реализацию Программы в первые три года необходимо выделить более 740 млрд. тенге из государственного бюджета (из республиканского бюджета 534,1 млрд. тенге и из местного бюджета 214,1 млрд. тенге). Вопрос финансирования программы на предстоящие годы  будет прорабатываться с профильными министерствами. В целом, по нашим расчетам, реализация Программы позволит:

  • увеличить физические объемы производства сельхозпродукции в 1,5 раза;
  •  повысить производительность труда в 3 раза;
  • обеспечить продовольственной независимости по основным продуктам питания на уровне 80% внутреннего рынка;
  •  привлечь более 10 трлн. тенге частных инвестиций в отрасль.

Благодарю за внимание.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus