Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Вы тут:  Главная Доклады Доклад Министра сельского хозяйства Мамытбекова А.С. на заседании Правительства РК о ходе реализации проекта «Развитие экспортного потенциала мяса КРС»

Доклад Министра сельского хозяйства Мамытбекова А.С. на заседании Правительства РК о ходе реализации проекта «Развитие экспортного потенциала мяса КРС»

Қазақстанның кең жайылымдық алқабы (180 млн.га) мен мал шаруашылығындағы дәстүрлі әдет-ғұрпы сапасы жоғары экологиялық таза ет өндірудің ауқымды әлеуетіне ие. Алайда бұл әлеует өсімдік шаруашылығының көлеңкесінде қалып, ет өндіру бойынша саланың технологиялық тізбегін дамыту жөніндегі шаралар кешенінің жоқтығына байланысты тиісті деңгейде пайдаланылмады.

Осыған байланысты, Мемлекет басшысы 2011 жылғы 28 қаңтардағы «Болашақтың іргесін бірге қалаймыз» атты Қазақстан халқына жолдауында біздің алдымызға орта мерзімді перспективада қазақстандық ет экспортының көлемін 60 000 тоннаға дейін жеткізу міндетін қойды. Мұның экономика үшін қандай эффект беретінін есептеу қиын емес: егер ұзақ мерзімді перспективада сыртқы нарықтарға килограмы 1000 теңге орташа бағамен 180 мың тонна ет өткізсек, онда отандық өндірушілердің экспорттық табысы шамамен 1 млрд. АҚШ долларын құрайды.

Сонымен қатар, мал шаруашалығын дамыту – бұл, жаңа жұмыс орындарын құрумен қатар салықтық түсімдерді ұлғайту, өсімдік шаруашылығын әртараптандыру үшін жақсы ынталандыру екенін айта кету керек.

Суть проекта по «Развитию экспортного потенциала мяса КРС» заключается в выстраивании экономически эффективной технологической цепочки и развитии каждого из компонентов данного проекта:

1) товарные хозяйства, задачей которых является получение приплода и выращивание его до 6-12-месячного возраста, по достижении которого молодняк необходимо сдавать на откормочные площадки. Необходимой частью этого компонента является развитие племенного дела, от которого напрямую зависит качество получаемого откормочного контингента;

2) следующий компонент – это промышленные откормочные площадки. Откормочные площадки должны обеспечить интенсивный откорм в течение 3-6 месяцев и формирование товарных партий скота для убоя;

3) и финишная прямая этой цепочки – мясокомбинаты, которые будут обеспечивать убой крупного рогатого скота и формировать товарные партии мяса для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт. Кроме того, получаемое мясо будет использоваться для выпуска мясопродуктов.

Все это должно сопровождаться необходимыми мерами по улучшению ветеринарии и развитием кормопроизводства.

В целом, план на 2011-2013 годы по приобретению маточного стада в рамках программы «Сыбага» составляет 124 тыс. голов, фактически же было закуплено за эти годы 166 тыс. голов, перевыполнение составило 34%. Только в 2013 году фермерами было приобретено 50,7 тыс. голов КРС.

План по приобретению маточного поголовья на 2014 год составляет 50,0 тыс. голов. С текущего года, помимо дочерних организаций холдинга «КазАгро» для финансирования фермеров на закуп поголовья будут привлекаться банки второго уровня и кредитные товарищества. Из государственного бюджета в рамках новой программы Агробизнес-2020 будет субсидироваться процентная ставка по кредитам до 4%. По приоритету данное направление субсидирования находится на первом месте.

Качественное улучшение товарного стада будет происходить за счет породного преобразования. В этом направлении основное – это использование высокопродуктивных племенных быков, которые передадут генетический потенциал своему потомству.

Породное преобразование по итогам 2013 года охватило более 390 000 голов маточного поголовья КРС, числящихся в агроформированиях и фермерских хозяйствах. В сравнении с предыдущими годами улучшились показатели по охвату маточного поголовья, который является основным критерием реализации программы. Здесь необходимо отметить, что в разрезе регионов наиболее активно участвуют в вовлечении маточного поголовья в породное преобразование фермеры Западно-Казахстанской, Карагандинской, Восточно–Казахстанской и Костанайской областей, в которых охват маточного поголовья составляет от 31 до 16 процентов.

На следующих слайдах представлены 10 лучших и 10 худших районов по показателям охвата породным преобразованием маточного поголовья фермерских хозяйств. В лучших 10 районах в породное преобразование вовлечено от 21% до 34%, в худших лишь до 2%.

Для мониторинга породного преобразования с 2013 года в портальном режиме функционирует программы sybaga.kz и plem.kz. Эти программы позволяют в онлайн-режиме видеть основные показатели породного преобразования в абсолютных и относительных значениях.

На следующем слайде представлена схема породного преобразования товарного стада.

За счет использования племенных быков постепенно увеличивается средний убойный вес туш бычков. Сейчас он составляет в среднем по стране 160 кг, в организованных хозяйствах – 190 кг. Это неплохой результат, в 2010 году средний убойный вес составлял 156 и 166 кг соответственно.

На представленном слайде видно, что бычок (фото справа), полученный от скрещивания беспородной коровы с племенным быком, по всем параметрам выгодно отличается от беспородных телят (фото слева). На фото справа у теленка уже видна фенотипическая рубашка от отца быка казахской белоголовой породы, потомство от этого молодняка будет еще лучше по продуктивным свойствам. 

В то же время, тут есть еще над чем поработать. Для сравнения: в  странах с развитым животноводством данный показатель — не менее 250 кг.

Поскольку быки в товарных стадах должны проходить ротацию не реже одного раза в два года, и необходимо постоянно производить замену быков, КазАгро начинает финансирование участников программы «Сыбага» по упрощенной схеме и без залогового обеспечения. В случае проблем акиматам областей нужно обращаться в департамент животноводства МСХ.

Предусмотрены новые подходы в субсидировании в скотоводстве:

1) Для стимулирования фермерских хозяйств к породному преобразованию с текущего года увеличены нормативы субсидий на маточное поголовье крупного рогатого скота до 18,0 тыс. тенге за голову (в 2012 году – 12,0 тыс. тенге, в 2013 году — 14,0 тыс. тенге);

2) увеличен норматив субсидий на приобретение племенного КРС отечественной селекции со 118,0 тыс. тенге до 154,0 тыс. тенге за 1 гол.;

3) введено новое направление – субсидирование реализации бычков на экспортоориентированные откормочные площадки 15 тыс. тенге за 1 гол.

Стоит отметить, что программами государственной поддержки предусмотрено и улучшение генетики в личных подсобных хозяйствах. Как уже говорилось выше, доля поголовья в ЛПХ все еще значительна. Не использовать этот потенциал было бы ошибкой, особенно с учетом того, то многие ЛПХ со временем имеют шанс самим стать субъектами бизнеса. В настоящий момент в целях качественного улучшения поголовья в ЛПХ субсидируется содержание племенных быков в общественных стадах из расчета 104 тыс. тенге на 1 голову.

В то же время пока это направление не осваивается в полном объеме. Из выделенных в 2013 году на эти цели бюджетных средств в объеме 155,8 млн. тг. на субсидирование 1 500 голов быков освоено 106,2 млн. тг. (1020 голов). Наиболее активно работа по породному преобразованию общественного стада ведется только в Актюбинской, Алматинской и Акмолинской областях. В этой связи прошу Вас, Серик Ныгметович, дать поручение местным исполнительным органам по активизации этой работы.

Тем более, для этого есть все условия. В текущем году АО «Казагропродукт» реализуется программа предоставления займа на приобретение племенных быков-производителей для передачи в общественные стада, на очень льготных условиях.

Необходимо отметить, что Министерством принимаются меры как по увеличению объемов субсидирования, так и совершенствованию механизма выплаты субсидий, снижению административных барьеров при оказании государственных услуг в сфере управления сельским хозяйством.

К примеру, для хозяйств-участников программы «Сыбага» заявка на получение субсидий с этого года формируется автоматически в самой информационно-аналитической системе. Хозяйству достаточно распечатать заявку, подписать и сдать в отдел сельского хозяйства района. Отдел сам будет сверять наличие животных, их возраст через информационную систему идентификации и другие системы, которые работают в портальном режиме. 

В перспективе мы планируем, что и саму заявку предприниматели будут подавать через интернет, что сократит контакты с госорганами.

Для повышения эффективности первого компонента необходимо развивать племенное дело.

Необходимо отметить, что численность племенного поголовья КРС на начало проекта была низкой и составляла 5,6 % к общей численности поголовья КРС. Сейчас она составляет более 9%. Справочно: на сегодняшний день доля мясного племенного скота выросла с 1,98% (2009г) до 4,87% ко всему поголовью КРС, или 14,6% к КРС мясного направления продуктивности Темпы прироста племенного поголовья мясного направления продуктивности в 2013 г по отношению к поголовью 2010 г составили 130%, к 2012 г – 25%.

За 2013 г. прирост племенного поголовья КРС мясного направления продуктивности составляет 55,3 тыс голов. При этом, основной прирост в прошлом году произошел за счет внутреннего воспроизводства (34,5 тыс. голов), а не за счет импорта племенного скота (20,8 тыс. голов).

Завоз племенного скота осуществляется в целях увеличения количества и улучшения качества отечественного племенного поголовья.

С начала реализации проекта в страну импортировано более 40,4 тыс. голов (план на 2011-2013 годы 36 тыс. голов), что составляет 112% к плану.

Ввозимый скот позволил качественно улучшить существующее племенное поголовье. Осуществляется «прилитие крови» для таких отечественных пород, как казахская белоголовая, аулиекольская, герефорд отечественной селекции.

Стоит отметить, что импорт племенного скота увеличил конкуренцию на внутреннем рынке племенного скота и сделал племенных быков более доступными для товарных хозяйств. Если, к примеру, в начале реализации проекта стоимость племенных отечественных быков доходила до 2 тыс. тенге за килограмм живого веса, то сейчас эта стоимость варьируется в пределах 1000-1200 тенге.  

За счет увеличения объемов реализации племенного поголовья внутри республики есть резервы для уменьшения стоимости племенных животных.

Создаются новые современные хозяйства репродукторы. Эти хозяйства, наравне с ранее действовавшими племенными хозяйствами, будут являться племенным ядром для улучшения качества товарного поголовья.

Задача племенных репродукторов – воспроизводство и реализация быков-производителей фермерским хозяйствам, для использования в породном преобразовании товарного стада.

Как было отмечено выше, для стимулирования реализации племенного поголовья крупного рогатого скота отечественными хозяйствами-репродукторами, были увеличены нормативы субсидирования фермеров на покупку племенного КРС со 118,0 до 154,0 тыс. тг. за голову КРС за счет снижения нормативов для импортного поголовья с 235,0 тыс. тг до 200,0 тыс. тг.Следующей составляющей проекта являются откормочные площадки. Их функцией является промышленный откорм молодняка, который приобретается у товарных хозяйств. За счет укрупнения стада откормочные площадки могут оптимизировать затраты на откорм скота, и уменьшить себестоимость мяса. За счет этого можно производить конкурентоспособную говядину, при этом обеспечить однородность и качество мяса, а также возможность формирования товарных партий.

Только откормочные площадки мощностью 5-10 тыс голов могут быть конкурентоспособны за счет высоких оборотов поголовья на откорме, высокой производительности труда, интенсивности откорма, низкой себестоимости.

За  прошедшие 3 года реализации проекта агроформированиями при плане 67,9 тыс. откормочных мест построено и введено в эксплуатацию откормочных площадок общей мощностью 76,2 тыс. откормочных мест, что составляет 112% к плану.

В 2013 году за счет собственных средств бизнеса введено в эксплуатацию откормочных площадок на 41,0 тыс. скотомест. За счет кредитных средств АО «НУХ «КазАгро» одобрено строительство откормочных площадок на 4,2 тыс. скотомест. Как я уже говорил ранее, для поддержки фермеров, обеспечивающих откормочным контингентом, введено новое направление субсидирования бычков, реализуемых на экспортоориентированные откормочные площадки. Норматив субсидий за каждую голову бычка составляет 15,0 тыс. тенге.

И третьим компонентом проекта являются мясокомбинаты. В настоящее время большинство мясокомбинатов не загружены на полную мощность. Реализация проекта позволит как загрузить существующие предприятия этой сферы, так и создать новые производства, в том числе и на самих откормочных площадках. К примеру, ТОО «Актеп» Актюбинской области к откормочной площадке с единовременным откормом 10 тыс. голов КРС начинает строительство мясокомбината мощностью 20 тыс. тонн мяса в год.

Задачей таких мясокомбинатов в этой технологической цепочке является разделка туш в соответствии с потребительским спросом, формирование партий охлажденного мяса в упаковке, брендирование продукции, а также и глубокая переработка мяса.

Таким образом, за счет стимулирующих мер государственной поддержки создана основа для эффективного взаимодействия всей технологической-производственно-сбытовой цепочки проекта.

Следует отметить, что проект был объявлен в 2011 году, а фактически по всем направлениям стартовал в 2012 году с принятием Закона, которым были предусмотрены новые направления государственной поддержки, а также реформирована система племенного дела. Соответственно, первые результаты следует ожидать в 2014-2015 годах.  

На сегодня уже есть первые ростки  – начат экспорт высококачественного мяса говядины премиум класса. В 2013 году на экспорт было реализовано около 4,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, в том числе говядины премиум около 340 тонн.  

Хоть объемы экспорта и небольшие, но качественно изменилась структура экспорта. Теперь на экспорт мы отправляем мраморную говядину премиум класса, с высокими кулинарными свойствами. Это мясо имеет другую цену на мясном рынке и пользуется повышенным спросом со стороны ресторанов и крупных торговых сетей.

План на 2014 г экспортировать не менее 10 000 тонн мяса. Данные показатели предлагается включить в целевые индикаторы комплексного плана, по которым будет определяться рейтинг акиматов.

Стоит отметить, что для учета объемов экспорта мяса в страны Таможенного союза необходима разработка совместно с заинтересованными госорганами (Агентство по статистике, Комитет таможенного контроля) методики учета экспорта с/х продукции. В этой методике могут использоваться данные единой для стран ТС программы Аргус по перемещению животноводческой продукции на территории ТС.

Также существует проблема в различных ставках НДС (в России 18%, а в Казахстане 12%). Так, в настоящее время у российских предпринимателей имеется экономический стимул вывозить из Казахстана в Россию мясо, не указывая как казахстанский продукт.  

Также у наших товаропроизводителей есть проблемы со своевременным возвратом НДС при экспорте продукции. С учетом изложенного прошу поручить министерству финансов проработать вопрос ускорения возврата НДС сельхозтоваропроизводителям.

Кроме этого, есть проблема «первого НДС», который образуется у откормочных площадок, приобретающих молодняк у крестьянских хозяйств или ЛПХ, не являющихся плательщиками НДС. Аналогичным образом проблемой является обязанность уплаты индивидуального подоходного налога при покупке скота для откорма у населения. Пути решения этих проблем уже обсуждены на совещании под Вашим председательством, Серик Ныгметович.

Принято решение об освобождении от налога на добавленную стоимость для всех участников проекта до переработки, а также об освобождении личных подсобных хозяйств от уплаты налога, удерживаемого у источника выплаты, до определенного уровня дохода. 

Для того, чтобы эти изменения вступили в силу, как планируется, с 01 января 2015 года, прошу поручить, Серик Ныгметович, министерству экономики и бюджетного планирования обеспечить ускоренное согласование и внесение соответствующего законопроекта в Мажилис.

С принятием отраслевой программы «Агробизнес-2020» будут задействованы дополнительные меры по развитию кормопроизводства и отгонного животноводства – это инвестиционные субсидии на строительство инфраструктуры обводнения пастбищ до 80% от инвестиционных вложений. Предполагается, что для вовлечения пастбищ в оборот сельхозтоваропроизводителями будут построены 4000 колодцев, в т.ч. в 2014 году не менее 200 колодцев.

Поскольку правила инвестиционного субсидирования проходят согласование в заинтересованных государственных органах, предлагаем, чтобы акиматы всех уровней уже начали проводить разъяснительную работу с тем, чтобы фермеры начинали работу по строительству шахтных и трубчатых колодцев и обустройству отгонных пастбищ.

Инвестиционными субсидиями будут стимулироваться вложения и в другие направления мясного проекта. Всего в 2014 году на эту программу на инвестиционные субсидии требуется порядка 4 млрд. тенге, которые мы просим предусмотреть при уточнении бюджета. Законодательная основа для этого имеется в связи с подписанием Главой государства соответствующего Закона в январе т.г.

Просим дать соответствующее поручение министерству экономики для ускоренного внесения на рассмотрение РБК.

Также, Министерством с заинтересованными органами проработаны вопросы субсидирования процентной ставки лизинга КРС и инициированы соответствующие поправки в законодательные акты. Данный вопрос выносится на ближайшее заседание Республиканской бюджетной комиссии.

Предлагаемый механизм предусматривает снижение действующей ставки по лизингу КРС до 4% за счет субсидирования, что обеспечит привлечение инвестиции для финансирования покупки скота.

Ветеринария

Немаловажным элементом в вопросах производства продукции животноводства является ветеринарная безопасность.

Противоэпизоотические мероприятия по профилактике особо опасных болезней животных и птиц выполнены в полном объеме.

В 2013 году зарегистрированы и ликвидированы 210 очагов острых инфекционных заболеваний животных и проведены оздоровительные мероприятий в 172 неблагополучных пунктах по бруцеллезу сельскохозяйственных животных. 

В целях дальнейшего улучшения эпизоотической обстановки в 2013 году приняты  следующие меры:

— впервые в нашей стране разработана и принята долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ;

— институционально укрепляется ветеринарная система (как на республиканском, так и на местном уровнях);

— приняты меры по материально-техническому оснащению ветеринарных организаций (и ветеринарных лабораторий);

— приняты меры по  совершенствованию процедуры идентификации животных (ужесточены требования к атрибутам и изделиям для идентификации, повышена ответственность владельцев животных за идентификацию животных, предусмотрена централизация закупа ушных бирок и других атрибутов, перевод базы данных по идентификации животных на портальное решение, определение процесингового центра, как структурного подразделения государственного учреждения, выдача ветеринарного паспорта на животных и  ушных бирок на безвозмездной основе, создание республиканского запаса средств, изделий для идентификации животных). Создается процессинговый центр, который решит вопросы централизованного приобретения бирок;

— на законодательном уровне упразднены ветеринарные подразделения аппарата акима на уровне сельского округа путем расширения функции госветорганизаций, созданных МИО. Это означает, что реально работающих ветеринаров станет больше, чем людей, которые ими управляют;

— подписано соглашение с МЭБ, в соответствии с которым с 1 января т.г. в городе Астана открыт субрегиональный координационный офис МЭБ по ящуру;

— на законодательном уровне предусмотрена безвозмездность выдачи ветеринарной справки для населения, ужесточены требования к качеству ветеринарных препаратов и меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства;

— внедряются информационные технологии и системы в ветеринарию (в рамках программы ЕАСУ осуществляется выдача разрешения на импорт, экспорт и транзит подконтрольных товаров, внедрена веб-портальная версия «Идентификация животных», ведется процедура интеграции с информационными системами стран-участниц  ТС – Меркурии, Аргус);

С 2013 года в Казахстане в соответствии со стратегией, одобренной Международным эпизоотическим бюро, ужесточены требования к качеству применяемых ветеринарных препаратов.

При этом, с целью недопущения заноса ящура извне и возникновения заболевания на территории южно-восточных регионов республики, в Казахстане была проведена регионализация территории республики. Создана буферная зона, по которой в Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областях проводится весенне-осенняя поголовная вакцинация восприимчивых животных против ящура. Введены ограничения на ввоз живого скота и продукции животного происхождения с территории сопредельных стран, неблагополучных по ящуру, в РК, и из буферной зоны республики в другие регионы. С целью создания стойкого иммунного фона со второй половины прошлого года применяются высококачественные противоящурные вакцины – трехвалентные, очищенные, соответствующие требованиям GMP стандарта.

Анализ результатов постоянного мониторинга неструктурных белков позволит провести зонирование территории юго-востока Казахстана по уровням риска. После 2-х летнего использования очищенных вакцин при соблюдении ветеринарных мероприятий будет подана заявка в МЭБ на получение статуса «страны, свободной от ящура с вакцинацией». Это позволит осуществлять перемещение животных, реализацию продукции и сырья животного происхождения.

Стоит отметить, что с октября 2013 года с Акмолинской и Западно-Казахстанской областей сняты ограничения, введенные Российской Федерацией (соответственно в 2010 и 2011 годы).

Баяндамамды қорыта келе, ірі қара мал етін өндірудің экспорттық әлеуетін ұлғайту бағдарламасын іске асыру мәселесі Үкімет пен Ауыл шаруашылығы министрлігінің тұрақты бақылауында екенін айқым келеді.

Ел экономикасы үшін тиімді етті мал шаурашылығын дамытудың әлеуетін ескере отырып, жергілікті атқарушы органдар осы бағдарламаны іске асыруға ерекше назар аударуы тиіс.

Жалпы орталық және жергілікті атқарушы органдардың, ауыл шаруашылығы кәсіпкерлері субъектілерінің бірлескен күш-жігіремен Мемлекет басшысы біздің алдымызға қойып отырған міндеттерді толық жүзеге асыруға болады деп ойлаймын.

Презентация к докладу Министра

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Система Orphus