Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
Мына жердесіз:  Басты бет Баяндамалар Әлеуметтік маңызы бар тамақ өнімдеріне бағаның өсуіне жол бермей бойынша шаралар жөнінде баяндама

Әлеуметтік маңызы бар тамақ өнімдеріне бағаның өсуіне жол бермей бойынша шаралар жөнінде баяндама

Әлеуметтік маңызы бар
тамақ өнімдеріне бағаның өсуіне жол бермеу
бойынша шаралар жөнінде баяндама

Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

Құрметті кеңестің қатысушылары!

(1-слайд) Қолданыстағы заңнамаға сәйкес азық-түлік тауарларға бағаны тұрақтандыру жергілікті атқарушы органдарға жүктелген.
Из слайда видно, что данное решение законодательно было принято в 2012 году и в этом же году 12,6 млрд. тенге были выделены из республиканского бюджета в местные бюджеты.
Далее местные исполнительные органы также выделяли определенные средства на финансирование стабфондов.

При этом каждый акимат самостоятельно принимает решение о необходимости выделения средств на стабфонды и их размере, исходя из складывающейся ситуации на рынке продтоваров.
В целом, можно сказать, что определенная работа регионами проведена и проводится, а по отдельным ее видам усилена. В частности, увеличено количество проводимых  ярмарок. Так, за период с сентября по ноябрь было проведено 1 493 ярмарки, на которых было реализовано продукции на сумму 9,1 млрд. тенге. Тогда как за весь 2015 год их количество  составило 3 500.

(слайд 2) Вместе с тем, анализ показывает, что имеющиеся возможности по стабилизации цен используются не в полной мере. Так, зачастую часть средств выделенных на стабфонды находятся на депозитах. Это видно из представленного слайда. По отдельным регионам размер депозитов превышает половину выделенных средств.
Наряду с этим обращает на себя внимание огромная дебиторская задолженность, которая в отдельных случаях достигает 90%.
Указанные проблемы являются следствием, прежде всего, неэффективного менеджмента.

(слайд 3) Следующий слайд подтверждают эти выводы.
Так, акиматом города Алматы в декабре прошлого года было выделено 14 млрд. тенге на стабфонды. Из данной суммы 13,4 млрд. тенге по сей день находятся на депозите.
В то же время цены на продовольственные товары в Алматы с начала года выросли на 8,4 %.

(слайд 4) Как известно, наиболее сезонным колебаниям подвержена плодоовощная продукция. При этом эти колебания характеризуются постоянством цикличных изменений. Из представленного слайда видно, что пик роста цен на эту продукцию приходится с февраля по май и ежегодный рост цен начинается с ноября месяца. А минимальные цены наблюдаются в октябре и ноябре.

(слайд 5) В этой связи был проанализирован закуп в стабфонды именно в эти месяцы текущего года. При этом только пять – ВКО, Атырауская, Актюбинская, Костанайская, Алматинская и Акмолинская закупили овощи.
Однако закуплено незначительное количество овощей, которое не сможет оказать регуляторное воздействие. Это не связано с финансовыми возможностями стабфондов, так как имеющиеся в них средства позволяют покрыть потребность рынка от 15 до 80%.
Мы понимаем, что деньги стабфондов идут не только на овощную продукцию, но считаем, что минимальный объем, который закупается должен составлять не менее 15%.
И мы видим из данного слайда буквально за неделю рост цен на овощи составил в среднем 2,2%.
Все это говорит о том, что необходимо составление четких планов работы стабфондов, в которых должно быть определено что закупать, когда, у кого, где хранить, в какой период реализовать. Однако в регионах не уделяется достаточное внимание механизму и не составляются такие планы. В итоге стабфонды работают от случая к случаю.

(слайд 6) На следующем слайде показана обеспеченность регионов плодоовощехранилищами, поскольку данный вопрос имеет прямое отношение к ценообразованию.
Как видим не хватает емкостей объемом хранения 500,0 тыс. тонн. И особо это ощущается в западных регионах и Жамбылской области.
В этой связи, Министерство готово рассматривать заявки на финансирование строительства хранилищ по линии Казагро.

(слайд 7) На эффективность работы стабфондов отчасти оказывает влияние несовершенство механизмов его деятельности.
В этой связи, мы предлагаем три механизма по стабилизации цен на продовольственные товары:
1 механизм – это упрощение существующего порядка работы стабфондов.
Сегодня процесс принятия решения о закупе или реализации ресурсов стабфондов сильно зарегулирован. Как видно из слайда для принятия оперативного решения по интервенциям необходимо пройти 5 этапов.
Предлагается все это упразднить и оставить только согласование с Комиссией перечня товаров и предельной надбавки. Все остальное СПК осуществляет самостоятельно.

(слайд 8) 2 механизм – это управление стабфондами предприятием, созданным СПК с частной компанией на основе принципов ГЧП.
Законом определено, что оператором по управлению ресурсами стабфондов может быть только СПК. Однако СПК имеет множество других функций и не обладает необходимой компетенцией в области торговли.
Предлагаем предоставить возможность СПК создавать компанию на основе государственно-частного партнерства с долей участия государства в уставном капитале не более 49%.
Для частного предприятия этот проект будет выгоден предоставленными СПК ресурсами – товарный либо денежный кредит, социальные магазины и другие объекты СПК.
Преимуществом для СПК является минимизация затрат на необходимую дополнительную инфраструктуру.

(слайд 9) По третьему механизму Акиматами разрабатываются требования к торговым объектам. К примеру, определенная площадь, доля рынка, наличие складской инфраструктуры.
С прошедшими по этим критериям торговыми объектами заключаются договора, которыми предусмотрено – со стороны акимата кредитование объекта, со стороны торгового объекта обязательство о реализации определенного перечня продуктов по фиксированной цене установленной договором.
На сегодняшний день реализация этот механизма начата Акиматом города Астаны.
Таким образом, местным исполнительным органам предоставляется право выбирать тот или иной механизм или использовать их в комбинации.
Для реализации этих механизмов будут внесены изменения в Закон АПК в части исключения понятия «стабфонд» и включения понятия «механизмы стабилизации цен на продтовары». Компетенция по разработке правил формирования и использования стабфондов будет заменена на компетенцию по разработке этих механизмов. Далее в действующие Правила будут внесены соответствующие изменения.
Для ускорения принятия указанных мер предлагается воспользоваться депутатской инициативой.
Второе – это создание сети оптово-распределительных центров
Этот вопрос также важен с точки зрения реализации экспортного потенциала.

(слайд 10) Именно поэтому в новой государственной программе развития АПК делается четкий акцент на создании сети оптово-распределительных центров, основной задачей которых является сокращение и оптимизация звена между производителем и розницей, и использования потенциала сельхозкооперативов.

(слайд 11) Чтобы не строить новые мощности совместно с акиматами определены объекты на базе которых могут создаваться ОРЦ.
Положительным примеров создания ОРЦ может служить функционирующий в Астане транспортно-логистический центр ContinentalLogistik. Таможенное оформление в нем осуществляется менее чем за час. Министерством ведется работа для предоставления услуг по ветеринарии и фитосанитарии.

(слайд 12) Что касается нормативно-правовой базы представленных мер, то по стабфондам я уже прокомментировал, а по ОРЦ предлагается в законе об АПК ввести понятие оптово-распределительный центр, закрепить разработку правил организации деятельности ОРЦ и распространить меры господдержки дорожной карты бизнеса на ОРЦ.
В заключение хотелось бы отметить по всем изложенным вопросам были проведены неоднократные совещания с регионами и с участием субъектов рынков.
Акиматам объяснено, что не дожидаясь законодательного урегулирования озвученных сегодня мер они могут их применять в работе и прежде всего сделан акцент на составлении плана работ по стабилизации цен. В частности, это использование возможностей ОРЦ и кредитование торговых объектов. Это позволяет существующее законодательство.
Благодарю за внимание!

Әлеуметтік маңызы бар тамақ өнімдеріне бағаның өсуіне жол бермей бойынша шаралар

Пікір қалдыру

Cіздің email адресіңіз бөгде адамдарға көрсетілмейді Негізгі жолдар белгіленген *

*

Система Orphus