Сброс
[ A+ ] / [ A- ]
You here:  Main NEWS Экологически чистая продукция должна стать казахстанским брендом

Экологически чистая продукция должна стать казахстанским брендом

Асылжан Мамытбеков, Министр сельского хозяйства Республики Казахстан

Асылжан Мамытбеков, Министр сельского хозяйства Республики Казахстан

Сколько в Казахстане крупного рогатого скота? Какую роль сыграет тарелка потребителя в развитии отечественного агробизнеса? В чём казахстанские фермеры могут превзойти мировых сельхозпроизводителей? Об этом, а также о ближайших перспективах сельхозотрасли корреспонденту «Мегаполиса» рассказал министр сельского хозяйства РК Асылжан МАМЫТБЕКОВ.

– Асылжан Сарыбаевич, недавно депутаты мажилиса были возмущены снижением численности крупного рогатого скота. Что на самом деле сейчас происходит в животноводстве Казахстана? – Снижение связано с проведённой идентификацией сельскохозяйственных животных. Дело в том, что данные органов статистики не соответствовали фактическим данным. Лишний раз это подтверждается тем, что снижение численности поголовья КРС наблюдается только в личных подворьях населения. В сельхозформированиях и крестьянских хозяйствах численность скота и птицы, а также производство животноводческой продукции имеет стабильный рост от 5 до 12%. Это связано прежде всего с образованием новых крупных ферм в рамках программы «Сыбага». Также в этом году мы ввели субсидии на маточную голову, которые призваны удешевить племенную и селекционную работу и стимулировать фермеров использовать высокопродуктивных быков-производителей для работы в товарном стаде. Это позволит повысить за счёт генетики, которую передал своему потомству отец-бык, такие показатели, как убойный выход туши. Ведь сколько одна голова откормленного бычка даст мяса – 150 или 250 кг – существенная разница. – А достаточно ли у фермеров кормов для поддержания такого интенсивного роста поголовья? Не будет ли животноводство поставлено в тупик из-за недостаточного развития кормовой базы? – Ошибочное мнение, что прежде чем развивать животноводство, нужно поднять корма. Животноводство необходимо развивать одновременно с производством кормов. В целях развития отгонного животноводства будут созданы льготные условия для обводнения удалённых пастбищ, то есть возмещение государством до 80% всех затрат, которые понёс фермер, пробурив скважину для воды, установив современный ветронасос, которые позволяют доставать воду без электричества, или электронасос с дизельной электростанцией, резервуар для хранения воды в достаточном объёме. – Скажите, в Казахстане сейчас хватает отечественной мясной продукции? – По всем видам мяса, кроме мяса птицы, мы себя обеспечиваем в полной мере. Конечно, у нас есть небольшой импорт данных видов мяса, но это мизер в пределах 4-5 тыс. тонн, без учета мяса птицы, и в основном он был направлен на технологическую переработку. Либо же это рестораны, которые завозят специфические продукты: ягнятина из Новой Зеландии, мраморное мясо, стэйковые куски из Австралии, Канады или Аргентины. Что касается мяса птицы, то мы строим новые птицефабрики, однако растёт и внутреннее потребление. За последние 5 лет доля импорта мяса птицы и пищевых субпродуктов во внутреннем потреблении снизилась с 70% до 61%. При этом общий объём потребления в Казахстане увеличился. В 2011 году объём внутреннего потребления мясной продукции в стране составил 1170,8 тыс. тонн. – А какие направления перспективны для экспорта нашей мясной продукции? – Корея закупает много мяса говядины – более 300 тыс. тонн в год. Для сравнения: Казахстан потребляет всего 404 тыс. тонн. Посмотрите, как развивается Китай. Если хотя бы немного мяса добавится в их рацион – это создаст огромный спрос. Россия импортирует почти 1 млн тонн только красного мяса без учёта мяса птицы. Это и есть перспективы для нашего роста. – Сейчас одной из задач Минсельхоза является создание бренда казахстанской продукции. Чем мы сможем удивить и в чём превзойти мировых производителей? – Казахстан будет производить экологически чистую продукцию, и на этой основе мы должны позиционировать свою продукцию и развивать свой бренд. Такой, как, например, «швейцарский шоколад» или «голландский сыр». Конечно, погоня за прибылью и развитие современных технологий способствуют производству продукции с трансгеномными изменениями или с добавлением гормональных ускорителей. Однако у нас новые виды добавок будут применяться только для выращивания и производства технических культур, таких, как хлопок. – Министерство разработало программу «Агробизнес-2020». Как отразится её реализация на населении? – Основным отличием новой программы является то, что мы отошли от создания директивных программ. Мы не пытаемся что-то решить за бизнес и спланировать какие-то показатели. Самое главное – программа будет нацелена на создание условий для ведения сельскохозяйственного бизнеса, чтобы он стал прибыльным и менее рискованным. В этом основная функция государства. Сельский бизнес сам разберётся, что и как сеять и куда продавать сельхозпродукцию. В программе определены четыре стратегических направления развития: финансовое оздоровление; повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК; развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК; повышение эффективности систем государственного регулирования АПК. Следует отметить, что программа требует пересмотра ряда государственных политик, лежащих в плоскости других отраслевых программных документов, таких, как сельскохозяйственное машиностроение, химическая и лёгкая промышленность, водное хозяйство, техническое регулирование, торговля и конкуренция, налогообложение, лёгкая промышленность, информационная пропаганда и др. – Как будут распределены средства, выделяемые на исполнение программы между отраслями? – В целом на реализацию программы за 8 лет необходимо 3 129 млрд тенге (2013 – 346 млрд тенге; 2014 – 466 млрд тенге; 2015 – 322 млрд тенге; 2016 – 341 млрд тенге; 2017 – 383 млрд тенге; 2018 – 407 млрд тенге; 2019 – 414 млрд тенге; 2020 – 448 млрд тенге). Из них 73% бюджета в виде субсидий будет направлено на мероприятия по повышению экономической доступности товаров, работ и услуг, 14% – на развитие государственного обеспечения АПК, 12% – на финансовое оздоровление, которое будет реализовано в первые два года на возвратной основе. Соотношение объёмов производства и потребления мясной продукции в Казахстане по итогам 2011 года

ПРОИЗВОДСТВО, ТЫС. ТОНН ПОТРЕБНОСТЬ, ТЫС. ТОНН
Говядина 392,8 403,9
Свинина 213,6 222,5
Баранина 149,4 149,1
Конина 75,6 79,1
Мясо птицы 101,9 242,9

 

Leave a comment

Your email address will not be published Required fields are marked *

*

Система Orphus